Метрология кр
1. Анализ основных норм взаимозаменяемости (ОНВ) типовых со-единений транспортных систем
1.1. Исследовать соединение узла редуктора 4/2 (см. рис. 3) (зубчатого колеса – 4 и вала – 2). Рассчитать предельные зазоры и натяги, определить характер посадок по значениям табл. 1 строкам 1 и 2.
- Определить допуски размеров отверстия и вала по ГОСТ 25346-2013 [4].
- Определить основное отклонение отверстия и вала по ГОСТ 25346-2013 [4].
- Определить второе неосновное отклонение отверстия и вала.
- Определить наибольший и наименьший размер отверстия и вала.
- Определим характер посадки.
- Построить схемы полей допусков (СПД) отверстия и вала. На схемах указать величины предельных отклонений размеров, допуски, а также наи-больший, наименьший и средний зазоры и натяги; для переходных посадок указать наибольший зазор и наибольший натяг.
- Проставить на сборочном чертеже (эскизе) узла редуктора обозначение заданных посадок в условной форме (см. рис. 3). На рабочих чертежах (эскизах) деталей указать исполнительные размеры тремя способами (условный, цифровой и комбинированный).
1.2. Исследовать соединений узла редуктора 3/2 (распорной втулки – 3 и вала – 2).
Рассчитать предельные зазоры и натяги, определить характер посадок по значениям табл.1, строка 3 и 4.
- Определить допуски размеров отверстия и вала ГОСТ 25346-2013 [4].
- Определить основное отклонение отверстия и вала ГОСТ 25346-2013 [4].
- Определить второе неосновное отклонение отверстия и вала.
- Определить наибольший и наименьший размер отверстия и вала.
- Определим характер посадки.
- Определить вероятность получения зазора и натяга в переходной посадке.
- Построить схемы полей допусков (СПД) отверстия и вала. На схемах указать величины предельных отклонений размеров, допуски, а также наи-больший зазор и наибольший натяг.
- Проставить на сборочном чертеже (эскизе) узла редуктора обозначение заданных посадок в условной форме (см. рис. 3). На рабочих чертежах (эскизах) деталей указать исполнительные размеры тремя способами (условный, цифровой и комбинированный).
2. Расчет и выбор посадок для подшипниковых узлов.
Рассчитать и выбрать стандартные посадки для подшипниковых соединений 5/2 и 6/1, т.е. посадка внутреннего кольца подшипника – 5 на вал редуктора – 2 и посадка наружного кольца подшипника – 6 в корпус редуктора – 1. В опорах редуктора установлены радиальные однорядные подшипники с условным обозначением (табл. 1 строка 5) № 315. Класс точности подшипника 5 (табл. 1 строка 10). Вращается вал. Радиальная реакция опоры на подшипник Fr = 5 kН (табл. 1 строка 12). Перегрузка 150 % (табл. 1 строка 11).
По ГОСТ 520-2011 [5] определить допуски на присоединительные размеры подшипника. Назначить допуски на вал и корпус. Указать посадки на сборочном чертеже (эскизе) узла редуктора (рис. 3). Построить СПД для внутреннего и наружного колец подшипника.
3. Расчет исполнительных гладких калибров.
Обеспечить контроль ОНВ деталей соединения узла редуктора гладкими предельными калибрами. В зависимости от варианта (табл. 1 строка 13) рассчитать исполнительные размеры гладких рабочих калибров для контроля размеров деталей соединения 4/2 или 3/2.
Определить допуски калибра-пробки и калибра скобы по ГОСТ 24853-81.
Построить СПД и выполнить эскизы калибров с указанием исполнительных размеров.
4. Расчет сборочных размерных цепей транспортных изделий в условиях полной взаимозаменяемости.
Выполнить проектный расчет размерной цепи узла редуктора в условиях полной взаимозаменяемости. Если задан номинальный размер АΔ = 1 (табл. 1 строка 14) и предельные отклонения замыкающего звена Es (AΔ) = +0,45 мм (табл. 1 строка 15) и Ei (AΔ) = -0,25 мм (табл. 1 строка 16). Номинальные размеры всех составляющих звеньев Аi определить конструктивно, в зависимости от размера вала d (табл. 1 строка 1): А1 = А7 = 0,25d; А2 = А3 = А6 = Вподш, где В – ширина подшипника (табл. 1 строка 8); А4 = 1,5d; А5 = 2d; А8 = А1 + А2 + А3 + А4 + А5 + А6 + А7 + АΔ. Значения размеров Аi округлить по ГОСТ 6636-69 [6]