Особенности темперамента млад.школьников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В наш век инновационных технологий много говорят о важности развития человеческой личности. Поэтому все чаще мы слышим о необходимости индивидуального подхода в образовании, особенно в начальной школе.
Конечно, учебно–воспитательный процесс в начальной школе построен таким образом, что у учителя нет возможности заниматься с каждым в отдельности, но выделять среди учащихся представителей четырех типов темперамента и учитывать это при распределении заданий, при определении объема и времени выполнения заданий, при выставлении оценок и т.д. он может. Такой подход существенно повысит эффективность учебно-воспитательного процесса с младшими школьниками.
Цель работы – выявить особенности темперамента младших школьников; рассмотреть методические рекомендации по учебно-воспитательной работе с детьми, обладающими разным темпераментом; провести тестирование учащихся для выявления вида темперамента.
Объект данного исследования – младшие школьники.
Предмет исследования – особенности темперамента младших школьников.
Гипотеза данного исследования – темперамент младших школьников обладает определенными особенностями, учет которых повышает эффективность учебно-воспитательной работы.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой, были поставлены задачи:
1) рассмотреть общепсихологическое представление о темпераменте;
2) проанализировать возрастные особенности темперамента младших школьников;
3) рассмотреть особенности проявления четырех темпераментов у младших школьников;
4) провести экспериментальное изучение темперамента младших школьников;
5) сформулировать методические рекомендации по учету темпераментальных особенностей младших школьников в учебно– воспитательной работе.
Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы следующие методы: 1. Метод изучения психолого-педагогической научной и методической литературы, архивных материалов. 2. Тестирование по опроснику Айзенка по определению темперамента и метод наблюдения за испытуемыми.
Организация исследования. Исследование было проведено на базе средней общеобразовательной школы Муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная Скородумовская школа. Для диагностики были выбраны ученики 3-го класса в составе 14 человек.
Структура работы: данная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложения. В 1-й главе рассмотрен темперамент как психологическая категория, отмечены возрастные особенности темперамента младших школьников, даны рекомендации по учету этих особенностей в учебно-воспитательной работе. Во 2-й главе определена программа исследования, приведено описание всех этапов тестирования и приведены данные, полученные в процессе исследования. В заключении сформулированы результаты проведенного исследования, отмечена степень выполнения цели и поставленных задач, подтверждена гипотеза, намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы. В списке литературы в алфавитном порядке указаны литературные источники, использованные при выполнении данной курсовой работы. В приложении даны рекомендации для родителей детей с различными типами темперамента, вложены бланки для проведенной методики Опросник Айзенка и ключ для его обработки.