Практикум по Логике
1. Дать полную логическую характеристику понятия: качество, лауреат Нобелевской премии, портрет, крокодил Гена.
2. Определить вид отношений между понятиями по объёму и изобразить при помощи круговых схем:
1) водоём, пруд, океан, Тихий океан;
2) съедобное, несъедобное, футбольный мяч;
3) пуговица, пальто, одежда;
4) лучший ученик, худший ученик.
3. Подобрать понятия соответствующие круговым схемам:
1)
2)
4. Обобщить и ограничить понятия: банкнота, верблюд.
5. Провести деление понятия по произвольно выбранному осно-ванию: предмет интерьера, домашнее животное.
6. Проверить правильность деления; в неправильном делении ука-зать, какое правило нарушено:
1) Растения бывают однолетние, многолетние и карликовые.
2) Сложные суждения делятся на разделительные, соединитель-ные, условные и эквивалентные.
7. Дать определение следующим понятиям: причина, капитализм.
8. Установить правильность следующих определений; в непра-вильном определении указать, какое правило нарушено:
1) Карамель – это вкусные конфеты.
2) Количество – категория, выражающая внешнее, формальное взаимоотношение предметов или их частей, а также свойств, свя-зей: их величину, число, степень проявления того или иного свойства.
9. В приведённых суждениях найти S, P, связку и кванторное сло-во, если оно есть; указать качество и количество суждений; привести схемы суждений:
1) Некоторые произведения искусства являются бесценными.
2) Кен Кизи написал роман «Над кукушкиным гнездом».
10. Определить вид суждения, распределённость S и P. Выразить отношение между S и P при помощи круговых схем:
1) Некоторые верблюды являются одногорбыми.
2) Ни один гений не является лентяем.
11. Установить вид сложного суждения, указать его составные части, записать суждение с помощью символов:
Неверно, что 5 делится на 2 или на 3.
12. Определить в каком из суждений нарушен закон достаточ-ного основания:
1) Этот человек умеет писать, так как он умеет читать.
2) Запеканка не вкусная, так как не я её готовила.
13. Выяснить могут ли быть одновременно истинными следую-щие суждения:
1) «Ни один паук не плетет паутину» и «Среди пауков есть такие, которые не плетут паутину».
2) «Все классические произведения являются скучными» и «Не-которые классические произведения не являются скучными».
14. Выяснить могут ли быть одновременно ложными следующие суждения:
1) «Он пришел вовремя на концерт» и «Он опоздал на концерт».
2) «Все люди любят слушать комплименты» и «Ни один человек не любит слушать комплименты».
15. Сделать полный разбор силлогизма: указать заключение, большую посылку, меньшую посылку, больший термин, средний термин, меньший термин, фигуру силлогизма и модус:
1) Все водители автобусов – профессионалы.
Все профессионалы имеют большой опыт.
Некоторые имеющие большой опыт являются водителями ав-тобусов.
2) Некоторые кошки являются полосатыми.
Все кошки – млекопитающие.
Некоторые млекопитающие являются полосатыми.
16. Сделать вывод из посылок и проверить правильность силло-гизма:
1) Все космонавты – летчики.
Все космонавты – смелые люди.
Следовательно, …
2) Некоторые сказки являются страшными.
Всё страшное неприятно.
Следовательно, …
17. Составить силлогизм по модусу IAI третьей фигуры, по мо-дусу AEE четвёртой фигуры.
18. Построить умозаключение по отрицающему модусу и по утверждающему модусу, привести их символическую запись:
Если светит солнце, то на улице тепло.
19. Используя разделительную посылку, постройте умозаключе-ние: а) по утверждающе-отрицающему модусу; б) по отрицаю-ще-утверждающему модусу:
Это суждение общее или частное.
20. Восстановить до полного силлогизма энтимему:
У. Черчилль имеет странности, так как он великий человек.
21. Осуществить непосредственное умозаключение путём обращения, превращения, противопоставления:
Каждый человек хочет быть неповторимым.
22. Укажите умозаключения вид индукции (полная или неполная), в неполной определите степень вероятности обобщения:
«Известно, что железо, золото, серебро, цинк, медь, алюминий – твердые тела. Железо, золото, серебро, цинк, медь, алюминий – металлы. Значит, все металлы являются твердыми телами».
23. Составить таблицу истинности для формулы:
(((p→q)→p)→q)
24. Привести к нормальной форме формулу:
~(p→(p&q))
25. Привести к КНФ следующую формулу и проверить является ли она тождественно-истинной:
(r&q)↔(~pvs)
26. Привести к ДНФ следующую формулу и проверить является ли она тождественно-ложной:
(p&(~qvr))
27. Укажите вид доказательства, по которому построено сле-дующее рассуждение:
«Если дерево полить керосином, то оно засохнет. Это дерево поливали керосином, значит, оно засохло».