«Маркетинг и организация рекламной деяте
1. Предлагается ряд определений маркетинга, данных в отечественной литературе:
- маркетинг – это “такая система внутрифирменного управления, которая направлена на изучение и учет рыночного спроса… с тем, чтобы обеспечить фирме получение намеченного уровня рентабельности” (И.Н.Герчиков).
- маркетинг – “вид рыночной деятельности, при котором производителем используется системный подход и программно-целевой метод решения хозяйственных проблем, а рынок, его требования и характер реакции являются критериями эффективности деятельности” (П.С.Завьялов, В.Е.Демидов).
- маркетинг – реально существующая форма конкурентной борьбы крупных капиталистических компаний на рынке сбыта (С.Н.Лавров, С.Ю.Злобин)
Согласны вы с ними или нет, в чем конкретно, почему?
Как строгое следование им повлияло бы:
а) на жизнь общества;
б) на малый и средний бизнес;
в) на конкуренцию и сотрудничество предпринимателей;
г) на потребителей.
2. Составьте ряд вопросов, через которые бы вам хотелось получить информацию о сотруднике, нанимающемся на работу в отдел маркетинга вашей фирмы.
3. Ситуация 1. ПО “ЗИЛ” решает выйти на внешний рынок с новой моделью грузового автомобиля “Бычок”. Внешнеторговая фирма объединения нуждается в данных о состоянии зарубежных автомобильных рынках, необходимы сведения о потенциальных покупателях, об их требованиях, предпочтениях.
Ситуация 2. Крупный мебельный комбинат, выпускающий корпусную и мягкую мебель, хочет изучить возможности соседних регионов (областей) для открытия там своих специализированных магазинов.
Ситуация 3. Предприятие “Копировальная техника” стоит перед проблемой крупных капиталовложений в расширенное производство изделий которые оно продает коммерческим банка, страховым компаниям и информационно рекламным агентствам.
Дайте предложения, какие “кабинетные исследования” следует провести, и где можно было бы получить необходимую информацию.
Дайте предложения, какие полевые исследования целесообразно провести, и с какой целью.
4. Распределите группы товаров и услуг по категориям
распространенных и эффективных:
а) ассортимент кондитерской фабрики;
б) ассортимент магазина одежды для инвалидов;
в) ассортимент гостиничного киоска;
г) ассортимент малого ремонтного предприятия
д) ассортимент физико-технического ВУЗа;
е) ассортимент услуг надомных работников.
Из числа ассортиментных групп, приведенных в предыдущем задании, выберите 3 (или назовите свои) и распределите их в таблицы с названиями: “Глубокий ассортимент”, “Широкий ассортимент”, “Широкий и глубокий ассортимент”.
5. Из чего складывается цена потребления:
а) бытового холодильника;
б) магистрального пассажирского самолета;
в) услуг в сфере высшей школы?
Какими факторами определяется различный удельный вес цены покупки в цене потребления различных товаров: хлебобулочных изделий, костюма, самолета и где они выше?
6. Как вы думаете, какая информация о коммерческом банке была бы интересна его клиентам, в том числе потенциальным?
Чем оказывается полезной выставка для участвующих в ней фирм?
Какие ошибки допускают фирмы, не принимающие участия в ярмарках и выставках?
Какой план работ по подготовке и участию в выставке вы можете предложить предприятию по производству текстиля?
Разработайте сбытовую политику предприятия, занимающегося производством автомобилей, жевательной резинки, украшений из золота.
Что необходимо сделать для реализации избранных направлений и форм работы в качестве стратегических?
Через какие каналы в основном поступают на вашу территорию:
а) потребительские товары повседневного спроса (приведите примеры);
б) товары длительного личного потребления (примеры);
в) инвестиционные товары (примеры).
Подберите несколько рекламных сообщений и проследите их качественные отличия направленности и основной идеи.
Какие мотивы потенциальных потребителей затронуты в этих рекламных сообщениях? В каких случаях можно говорить об избирательной насыщенности рекламы и в чем это выражается?
Что вы считаете удачей, а что недостатком в этих сообщениях?
Что необходимо сделать для оптимизации рекламного действия этих сообщений?
Выберите товар, по каким критериям и какие категории, целевые группы потенциальных потребителей – адресатов рекламы – вы предлагаете выделить для рекламы этого товара?