Русский язык и культура речи». Вариант 1
Грамматические задания
Вариант I
Задание 1. Расставьте ударение в словах. Вставьте, где необходимо,
пропущенные буквы. В затруднительных случаях обращайтесь к
орфоэпическому и орфографическому словарям.
1. Адекватный, алкоголь, аналог, анте…а, ап…рт…менты, арист…кратия,
аф…ра, ап…калипсис, аси…метрия, баловать, балованный, баловень,
баловник, бензопровод, без умолку, бытие, беспрец….ентный, безудержный,
броня, броня (защитное покрытие), буржуазия, бухгалтеры, бюл…етень, нет
бюллет..ня, валовой, вероисповедание, ветеринария, включить, включишь,
включит, включите, включат, водопровод, воен…чальник, выборы,
выговоры, высокопоставленный, высокопроизводительный, воспринять,
воспринял, восприняла, воспринята, времяпрепровождение, я выздоров…, он
выздорове.., газированный, газопровод, гарантированный, герб, герба,
гербовый, гипотеза;
2. гастрономия, горчичник, гражданство, грейпфру…, гуся, давнишний,
диспансер, добыча, договор, договоры, договоренность, договорный,
дозвониться, документ, досуг, дерма…ин, дефис, джинсы, пара джинс…,
д..в..ден…ы, дремота, д…шлаг, Еванг..ли…, ездит, я ез…, единовременно,
жалюзи, жизнеобеспечение, желоб, житие, завидно, заговор, закупорить,
закупоренный, занять, занял, заняла, заняли, занятой человек, занятый чем-
либо, запломбировать, запломбированный;
3. звонить, звонишь, звонит, задолго, инженеры, интервью, инструкторы,
инструмент, искра, исчерпать, изыск, инц…ент, истекший год, истекший
кровью, каталог, квартал, километр, кладбище, компроме…ировать,
конста…ировать, корысть, красивее, кухонный, кашлянуть, класть, клала,
кран, краны, кранов, мельком, меньшинства (о нациях), метеорология,
мизерный, маневр, медикамент.
Задание 2. Замените выделенные слова фразеологизмами. При
необходимости используйте фразеологический словарь.
1) Друзья работали рядом.
2) Он очень умный.
3) Сочинять он был мастер.
4) Не задерживайся, возвращайся быстро.
5) Опаздывая, мы мчались быстро.
Задание 3. Установите соответствие между понятиями теории речевого
общения и их определениями.
1) Культура речи
2) Речевое общение
3) Языковая норма
А. Владение нормами литературного языка в его
устной и письменной форме, при котором
осуществляются выбор и организация языковых
средств, позволяющих в определённой ситуации
общения и при соблюдении этики общения
обеспечить наибольший эффект в достижении
поставленных задач коммуникации
Б. Принятые в общественно-языковой практике
образованных людей правила произношения,
словоупотребления, использования традиционно
сложившихся грамматических, стилистических и
других языковых средств
В. Мотивированный живой процесс
взаимодействия между участниками
коммуникации, который направлен на реализацию
конкретной жизненной установки, протекает на
основе обратной связи в конкретных видах речевой
деятельности
Г. Обработанная форма общенародного языка,
обладающая письменно закреплёнными нормами.
Задание 4. Установите соответствие между жанрами и типами
функциональных стилей.
А. справка
объяснительная
договор
1) разговорно-бытовой
2) публицистический
3) научный
4) художественный
Б. очерк 5) официально-деловой
фельетон
репортаж
В. диссертация
реферат
монография
Задание 5. Исправьте грамматические ошибки в предложениях.
1) Этот учебник мне очень нужный.
2) Ученые стремятся к еще глубшему познанию тайн природы.
3) Морозец сильный и жгуч.
4) Мы закурили крепчайшего самосада и долго молчали.
Задание 6. Исправьте грамматическую ошибку в склонении числительных.
Р.п. пятьсот семидесяти двух.
Д.п. пятьюстам семидесяти двум.
Т.п. пятьюстами семьюдесятью двумя.
П.п. (о) пятистах семидесяти двух.
Задание 7. Исправьте лексико-грамматические ошибки в предложениях.
1) Работникам дали рекомендации на соблюдение мер
антитеррористической профилактики.
2) Спасатель воплотился в альпинистское снаряжение и залез на дерево,
чтобы снять беспомощное животное.
3) Рисуя картины сельской жизни, у писателя получились яркие и
убедительные произведения.
4) Благодаря своевременно принятым мерам аварии удалось избежать.
Задание 8. Вставьте пропущенные буквы.
Пр..соединиться к демонстрации, пр..мыкающий к школе сад, пр..вскочить
от неожиданности, пр..щурить глаза, достичь пр..мирения, пр...ломление
солнечных лучей, пр..сечь разговоры, пр..искусный кузнец, сделать
пр..вивку, седой пр..вратник, не пр..небрегать советами товарища, вступать
в пр..рекания, искать пр..станища, найти пр..бежище, пр..граждать дорогу,
пр..вратности судьбы, несправедливые пр..тязания, пр..одолевать все
пр..грады, пр..обладающая отрасль хозяйства, давать пр..сягу,
пр...провождать документы, пр..непр..ятное известие, искатели
пр..ключений.
Задание 9. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки.
Оч...видец, мир...воззрение, жизн...понимание, мороз...устойчивый,
(гидро)узел, (авиа)связь, пят...борье, сорок...летний, (юго)восток,
(пол)минуты, (полу)круг, (полу)шерсть, (пол)Москвы, (пол)яблока,
(полу)тьма, пол(листа), (светло)голубой, (железно)дорожный,
(физико)математический, военно(патриотический), (вопросно)ответный,
(революционно)демократический, (газетно)журнальный, (древне)русский,
(мелко)собственнический, (средне)годовой, (машино)строительный,
(чисто)шерстяной, (шахматно)шашечный, (диаметрально)противоположный,
(учёный)лингвист.
Задание 10. Расставьте знаки препинания в следующем предложении.
Клубящимися волнами перекатывались туманы устремляясь к степным
буграм и растворившись в нежнейшей бирюзовой дымке там таяли а на
камышовых крышах домов и сараев как рассыпанная дробь лежала
обильная роса.
Запятые стоят после слов:
1) волнами, буграми, дымке, таяли, сараев, дробь
2) волнами, таяли, крышах, всюду, обильная
3) буграм, нежнейшей, таяли, сараев, рассыпанная
4) туманы, буграм, и, дымке, таяли, сараев, дробь
5) волнами, туманы, и, нежнейшей, дымке, таяли, крышах
Задание 11. Раскройте скобки, вставьте буквы в слова и словосочетания.
Иметь (в)виду, (в)течени…пол(дня), (в)следстви… неудач, (в)отличи… от
других, (в)виду шторма, из…за границы, (в)связи с изменениями в
расписании, (в)продолжени… года, (в)место доклада была лекция,
(в)соответстви… с намеченным планом, (в)сопровождени… группы
товарищей, (в)честь Дня независимости, (в)виду суровости климата, согласно
указани… директора, (на)счет отъезда, (в)продолжени… нескольких лет,
(в)след уходящему поезду, сказать что–то (в)заключени…, работать
(на)равне со всеми, (на)встречу нам вышли бандиты, (на)встречу с нами
никто не пришел, (в)сравнени… с другими, (на)счет в банке никаких
поступлений не было, (в)след за тем последовал взрыв смеха, (на)против
дома, (не)взирая на опасность, (не)смотря на протесты окружающих,
(по)средине комнаты.
Задание 12. Употребите глагольно–именные сочетания, синонимичные
глаголам, по образцу: Помочь – оказать помощь.
Победить – заботиться -
Ошибиться – участвовать -
Приказать – интересоваться -
Рассчитать – распоряжаться -
Задание 13. Какой признак понятия официально–делового стиля указан
неверно?
1) Сфера применения – деловые отношения.
2) Функция речи – соблюдение известной формы документа.
3) Ведущая стилевая черта – использование стандартных средств выражения.
4) Форма речи – устная и письменная в равной мере.
Задание 14. Приведите примеры терминов официально–делового стиля по
образцу:
1. Название лиц по их функции в официально–деловых отношениях:
истец, ответчик, налогоплательщик………………………………..
2. Название документов:
распоряжение, приказ, протокол……………………………………
3. Обозначение частей документа:
повестка дня, в приказ, приложение....................................................
4. Специальное употребление общелитературных слов и выражений:
лицо, сторона, реализация……………………………………………
5. Примеры штампов:
за отчетный период, принимая во внимание, в конструктивной
обстановке……………………………………………………………
Задание 15. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Пост..н…вление П(п)равительства Москвы
от 02.05.2006 292-ПП
О ре..лизации пр…оритетного
нац..онального про..кта «Образ..вание»
в городе Москв…
Система М(м)осковского образ..вания в течении… ряда лет развивает..ся
в(со..тветстви…) с целями определен…ыми пр…оритетным нац…ональным
про…ктом «Образ..вание» ре…лизуемым в стране по ин…ц…ативе
П(п)р…з…дента Российской Фед..рации В. В. Путина.
Коментарии: Академия Государственной противопожарной службы МЧС России. 2016 год. 1 вариант. Оценка - отлично.