Культура речи и деловое общение
1. Разграничьте лексику:
1) лексика ограниченной сферы общения;
2) лексика неограниченной сферы общения.
а) диалекты;
б) просторечие;
в) жаргоны;
г) литературный язык.
2 Какая из форм национального языка существует только в устной форме и служит для обиходно-бытового общения?
а) территориальные диалекты;
б) просторечие;
в) жаргоны;
г) литературный язык.
3 Для какой из форм существования национального языка характерно наличие специальной лексики и фразеологии?
а) диалекты;
б) просторечие;
в) жаргоны;
г) литературный язык.
4 Соотнесите единицы и уровни языка:
1. Слова.
2. Формы и классы слов.
3. Звуки, фонемы.
4. Морфемы.
5. Словосочетание, предложение, текст.
А. Фонетический уровень.
Б. Морфемный уровень.
В. Лексический уровень.
Г. Морфологический уровень.
Д. Синтаксический уровень.
5 Определите функцию языка в художественном стиле:
а) функция общения;
б) функция сообщения;
в) функция воздействия.
6 Укажите, какой критерий связывают с нормой литературного языка:
а) образцовость;
б) полифункциональность;
в) социальная значимость.
7 Какие аспекты включает понятие «культура речи»?
а) нормативный;
б) коммуникативный;
в) этический.
8 Точность, понятность, чистота, богатство и разнообразие, выразительность речи – основные составляющие:
а) нормативного аспекта культуры речи;
б) коммуникативного аспекта культуры речи;
в) этического аспекта культуры речи.
9 Языковая норма обязательна:
а) только для устной речи;
б) только для письменной речи;
в) как для устной, так и для письменной речи.
10 Какой прием используется в оксюмороне:
а) омонимия;
б) антонимия.
11 Соотнесите определение и определяемое:
1. Правила использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций
А. Орфоэпическая норма.
2.Правила употребления слов в речи.
Б. Лексическая норма.
3.Правила звучащей речи.
В. Грамматическая норма
12 Для какой формы национального языка норма играет роль «фильтра»?
а) просторечий;
б) литературного языка;
в) диалектов;
г) жаргонов.
13 Для какого функционального стиля речи характерно использование терминологической лексики, употребление многозначных слов только в одном значении, широкое использование конкретной лексики по сравнению с абстрактной, отсутствие лексики разговорной; однородность и замкнутость лексического состава, что выражается в меньшем использовании синонимов; речь отличается точностью и логичностью мысли, её последовательным представлением и объективностью изложения?
а) для научного стиля;
б) для публицистического стиля;
в) для официально-делового стиля.
14 Соотнесите разновидности многословия, или речевой избыточности, с данными определениями:
1. Употребление в речи близких по смыслу и поэтому лишних слов. А. Плеоназм.
2. Повторное обозначение другими однокоренными словами уже названного понятия. Б. Тавтология.
15 Соотнесите определение и определяемое:
1. Слова и выражения, смягчающие грубый смысл речи, что нередко объясняется стремлением автора притупить критическую остроту высказываний при описании негативных явлений.
А. Анахронизм.
2. Нарушение хронологической точности при употреблении слов, связанных с определенной исторической эпохой.
Б. Эвфемизм.
16 Сопоставление несовместимых понятий – это:
а) алогизм;
б) инверсия.
17 Определите ряд слов с неправильным ударением:
а) аристократия, баловать, кремень, щав`ель;
б) вероисповедание, бюрократия, приданое, облегчить.
18 Какая языковая норма нарушена?
1. Железнодорожная рельса, французская шампунь, большой мозоль, заказной бандероль, черное кофе.
2. Проведение экзамена планируем где-то в июне. Я ложу книгу в шкаф.
а) грамматическая норма;
б) лексическая норма;
в) словообразовательная норма;
г) синтаксическая норма.
19 Какая речевая неточность допущена в словосочетаниях?
Период времени, памятный сувенир, свободная вакансия, автобиография жизни, народный фольклор.
а) синонимия;
б) плеоназм.
20 Какая речевая ошибка допущена в предложениях?
Пришла весна, у куниц скоро появится наследство. Я решил стать офицером, потому что хочу продолжить семейную династию.
а) использование слова без учета его семантики;
б) нарушение лексической сочетаемости.
21 К невербальным средствам общения не относится
а) паралингвистика;
б) лингвистика;
в) кинесика;
г) предметно-организационное пространство.
22 Деловая беседа предполагает
а) чрезмерное использование иностранных слов и профессионального жаргона;
б) использование литературного языка;
в) комплиментарное воздействие;
г) использование лести.
23 Критикующему необходимо придерживаться некоторых правил этики
а) разговор следует начинать с критики;
б) критикует человека, но не его поведение и поступки;
в) нужно давать возможность высказаться критикуемому;
г) допустимы излишние эмоциональные высказывания.
24 Существует два основных видов писем
а) личное и деловое;
б) частное и коммерческое;
в) деловое и индивидуальное.
25 Вид личного письма, которое необходимо всегда писать от руки
а) письмо-соболезнование;
б) письмо-поздравление;
в) письмо-извинение;
г) письмо-напоминание.
Коментарии: Ответы на тест. Оценка - отлично.