Практикум по стратегическому менеджменту
Практикум по Стратегическому менеджменту
Исходная информация о предприятии «Х» для выполнения заданий
Предприятие Х занимается производством и реализацией кондитерских изделий. Оно работает в условиях жесткой конкуренции на российском рынке, где много производителей аналогичной продукции.
Клиентами предприятия Х являются оптовые региональные покупатели из различных регионов России. Предприятие Х использует индивидуальный подход к клиентам, поэтому на нем отсутствует единая система скидок. Также предприятие имеет свою собственную розничную сеть, состоящую из 10 киосков и 3 фирменных магазинов, через которую реализуется до 30% всей выпускаемой продукции. Средняя наценка про дукции при реализации через собственную сеть составляет 10%.
На предприятии Х ручной труд при производстве продукции составляет около 50%. Средний возраст промышленного оборудования – 25-30 лет. Производственные мощности в течение года загружены на 45-50%.
Организационная структура предприятия представлена на рисунке 1. В таблице 2 приведены основные технико-экономические показатели деятельности коммерческой организации Х.
Высшим органом его управления является собрание акционеров, а текущее руководство осуществляет Совет директоров во главе с генеральным директором. У генерального директора есть 5 заместителей, которые помогают ему координировать работу предприятия. Численность организации составляет 700 человек, из которых 260 человек – административно - управленческий персонал, а 440 – рабочие.
Стратегический анализ
Задание 1. Проведение PEST-анализа
1. Провести PEST-анализ организации «Х» и заполнить таблицу 3.
2. Определить какие макроэкономические факторы влияют на деятельность организации, какие факторы являются существенными в настоящее время, а какие в будущем; какие из них влияют на фирму положительно, какие отрицательно.
3. Составьте аналитическое заключение
Задание 2. Проведение SNW-анализа
1. Провести SNW-анализ организации «Х» и заполнить таблицу4.
2. Определить, какие внутренние факторы влияют на деятельность организации; какие из них влияют на деятельность фирмы положительно, какие отрицательно, а какие вообще не оказывают влияния.
3. Составьте аналитическое заключение.
1. Провести SWOT –анализ комерческой организации «Х» и заполнить модифицированную матрицу OSWT (таблица 5). В матрице OSWT положительное влияние фактора обозначается знаком плюс, отрицательное влияние – знаком минус, факторы, которые оказывают как положительное, так и отрицательное влияние обозначаются знаком “+/-“, а нейтральное влияние знаком – “0”.
2. Определить, какие общие факторы влияют на деятельность коммерческой организации Х; какие из них являются существенными в настоящее время, а какие в будущем; какие из них влияют на деятельность фирмы положительно, а какие отрицательно.
3. Составьте аналитическое заключение.
Формирование стратегических альтернатив и выбор стратегии организации
Задание 4. Разработка стратегических альтернатив с использованием матрицы BCG
1. Подготовить информацию для построения матрицы BCG и заполнить таблицу 11.
2. Разбить матрицу BCG по горизонтальной оси на две части, выделив две области, в одну из которых попадают бизнес-области со слабыми конкурентными позициями, а во вторую – с сильными. Граница двух областей проходит на уровне коэффициента 0,5 (рис. 4). Горизонтальная ось соответствует относительной доле рынка, которая рассчитывается как отношение собственных продаж к продажам сильнейшего конкурента или трёх сильнейших конкурентов, в зависимости от степени концентрации на конкретном рынке: 1 означает, что собственные продажи равны продажам сильнейшего конкурента
3. На вертикальной оси отметить темпы роста рынка. Деления выбираются произвольно исходя из имеющихся данных о темпах роста (рис. 4).
4. На матрицу нанести 5 окружностей, каждая характеризует одну из бизнес-областей. По каждому продукту устанавливается пересечение вертикальной и горизонтальной оси и рисуется круг, площадь которого соответствует доле продукта в объёмах продаж компании (рис. 4).
5. Составить аналитическое заключение
Задание 5. Разработка стратегических альтернатив с использованием матрицы Shell/DPM
1. На основании таблицы 11 каждую бизнес-отрасль разместить в той или иной клетке, в зависимости от сочетания ее конкурентной позиции и отраслевой привлекательности (рис. 5)
2. В соответствии с позицией бизнес-областей на матрице Sell для каждой из них выбирать стратегию, предложенную для каждой конктретной ситуации
3. Составить аналитическое заклю
Задание 6. Разработка стратегических альтернатив с использованием матрицы Hofer / Schendel
1. На осн вании таблицы 11 каждую бизнес-область разместить в той или иной клетке, в зависимости от сочетания её конкурентной позиции и стадии развития, на которой она находится в данный момент(рис.6).
2. В соответствии с позицией бизнес-областей на матрице Hofer/Schendel для каждой из них выбирать стратегию, предложенную для каждой конкретной ситуации.
2. Составить аналитическое заключение.
Задание 7. Разработка стратегических альтернатив
с использование м матрицы ADL
1. На основании таблицы 11 каждую бизнес-область разместить в той или иной клетке, в зависимости от сочетания её конкурентной позиции и стадии развития, на которой она находится в данный момент(рис.7).
2. В соответствии с позицией бизнес-областей на матрице ADL для каждoй из них выбирать стратегию, предложенную для каждой конкретной ситуации.
Составить аналитическое заключение.
Задание 8. Выбор деловой стратегии коммерческой организации
Выбрать деловую стратегию коммерческой организации Х на основе разработанных ранее стратегических альтернатив.
Обосновать сделанный выбор.
Коментарии: 8 заданий. Полное решение и заполнение таблиц. Оценка отлично.