Логика
Вариант 1
1. Определите вид понятия по объему, характеру признаков и типу обобщаемых предметов
а) Правовая норма
б) Проблема
в) Отдаленное место
2. Определите вид отношений между понятиями и изобразите их при помощи кругов Эйлера
а) Преступление; Уголовное правонарушение
б) Ученый; Юрист; Общественный деятель
в) Студент сдавший какой-нибудь предмет на отлично; студент сдавший все предметы на отлично; студент, не сдавший некоторые предметы на отлично
3. Какая из операций произведена с понятием. Определите соответствие операции правилам. Если нарушены правила, то укажите какие правила нарушены.
а) Неделя – это отрезок времени в семь дней.
б) Периодические издания подразделяются на газеты, журналы, бюллетени и периодические сборники.
4. Определите тип суждения.
а) Вселенная образовалась примерно 15-20 миллиардов лет назад;
б) «Благородный муж» живет в согласии со всеми (Конфуций);
5. Определите вид сложного суждения:
Если событие воспринимается как реальное, то оно становится реальным по своим последствиям
6. Соблюдены ли законы правильного мышления в следующих примерах:
Однажды перед битвой древние римляне слышали каркающую ворону с левой стороны и выиграли битву; в другой раз они слышали, что ворона каркала с правой стороны, и проиграли битву. Дело ясное, решили римляне: карканье вороны с правой стороны приносит гибель войску, а карканье вороны с левой стороны дает ему победу.
7. Постройте непосредственные умозаключения – обращение, превращение, противопоставление предикату:
Некоторые суждения не обращаются.
8. Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются ли приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением.
а) Все млекопитающие – позвоночные. Это животное – позвоночное.
б) Вкусное часто бывает вредным. Эти бутерброды не вкусны.
9. Энтимема. Восстановите в полный силлогизм, проверьте умозаключение.
Как и всякое вещество, живая материя построена из молекул и атомов.
10. Условно-категорический силлогизм. Сделайте вывод, запишите формулу, определите модус и характер вывода.
Если человек много ходил, то он устал. Этот человек устал.
11. Разделительно-категорическое умозаключение. Сделайте вывод. Запишите формулу, определите модус и характер вывода.
Иванов мог получить на экзамене «отлично» или «хорошо». Иванов не получил «отлично».
12. Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.
Во время пожара некто рассуждает так: «Если я пойду по лестнице, то сгорю. Если я выпрыгну из окна, то разобьюсь. Я не пойду по лестнице или не выпрыгну из окна. Следовательно, я не сгорю или не разобьюсь.
13. Проанализируйте предложенное умозаключение. Какой метод установления причинно-следственных связей использован.
Если стрессовая ситуация имеет выход, то она не влияет сильно на жизнь и здоровье живых существ. Это показал опыт, проведенный над крысами. Две группы крыс подвергали ударам электрическим током. Общее количество ударов было одинаковым. При этом у крыс из первой группы была возможность найти выход из клетки, в которой проводились опыты. А у крыс из второй группы выхода не было. Крысы второй группы быстро погибли, а первой - остались живы.