Возростная психология
1.Предмет возрастной психологии. Основные теоретические и практические задачи возрастной психологии
2.Детство как предмет науки. Причины возникновения детской психологии.
3.Проблема среды и наследственности в развитии ребенка.
4.Методы исследования в возрастной и педагогической психологии.
5.Стратегия наблюдения. Достоинства и недостатки метода.
6.Стратегия эксперимента. Основные формы констатирующего эксперимента. Формирующий эксперимент.
7.Концепция рекапитуляции Ст. Холла. Биогенетический закон. Проблема связи исторического и индивидуального развития.
8.Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии ребенка (В. Штерн). Исследование роли наследственности и среды близнецовым методом.
9.Концепция психического развития в бихевиоризме. Законы научения. Методы исследования (И.П. Павлов, Дж. Уотсон, Э. Трондайк, Б. Скиннер) .
10.Классический психоанализ З. Фрейда. Основные понятия, структура и динамика личности. Стадии психосексуального развития.
11.Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона. Основные понятия. Стадии психосоциального развития. Жизненные кризисы и способы их преодоления.
12.Исходные принципы и основные понятия теории интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже. Характеристика клинического метода.
13.Учение Л.С. Выготского о предмете детской психологии. Понятие высших психических функций. Законы психического развития.
14.Проблема периодизации в работах Л.С. Выготского: понятие "возраста", "социальной ситуации развития", стабильные и критические возраста.
15.Проблема периодизации в работах Д.Б. Эльконина.
16.Общая характеристика кризисов развития. Значение 'кризисов в психическом развитии ребенка.
17.Понятие условий, источников и движущих сил психического развития.
18.Проблема обучения и развития в работах Л.С. Выготского.
Понятие "зоны ближайшего развития". Проблема сензитивных периодов.
19.Зависимость психического развития от содержания и структуры деятельности ребенка. Понятие ведущей деятельности. (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
20.Психическая деятельность как интериоризация внешней предметной деятельности субъекта (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин).
21.Роль общения в психическом развитии ребенка.
22.Особенности психического развития ребенка в период младенчества.
23.Психологическое содержание и сущность кризиса 1-го года жизни.
24.Особенности психического развития ребенка в период раннего возраста.
25.Развитие речи в раннем возрасте.
26.Психологическое содержание кризиса 3-х лет.
27.Психологическая характеристика дошкольного возраста.
28.Игра как ведущая деятельность.
29.Развитие познавательных процессов у дошкольника.
30.Развитие личности дошкольника.
31.Психологическая готовность к школьному обучению.
32.Психологическая характеристика младшего школьного возраста.
33.Сущность и содержание кризиса 7-ми лет.
34.Психологическая характеристика учебной деятельности.
35.Развитие познавательных процессов у младшего школьника.
36.Особенности психического развития личности младшего школьника.
37.Характеристика психологических особенностей подростков.
38.Развитие личности подростка. Самосознание и образ "Я" в отрочестве.
39.Особенности развития когнитивной сферы в подростковом возрасте.
40.Специфика общения подростка с родителями и взрослыми.
41.Общение со сверстниками как потребность и значимая деятельность в подростковом возрасте.
42.Юность как социально-психологическое явление.
43.Личностное самосовершенствование в юности.
44.Профессиональное самоопределение в юности.
45.Развитие когнитивных процессов в юношеском возрасте.
46.Динамика отношений с родителями в юношеском возрасте.
47.Отношения со сверстниками: проблемы дружбы и любви в юности.
48.Стратегии жизни в молодости.
49.Психологическая характеристика зрелого возраста.
50.Расширение сферы социальной активности и ответственности в зрелости.
51.Психологическая характеристика "кризиса середины жизни".
52.Характеристика психологических свойств и особенностей старения и старости.
53.Психологические особенности лиц старческого возраста в теории личности Э.Эриксона.
54.Особенности интеллектуальных способностей в старости.