Этическое значение повести Дж.
АННОТАЦИЯ
Данная работа называется «Этическое значение повести Дж.Буньяна «Путешествие Пилигрима». Предметом исследования является книга Джона Буньяна «Путешествие Пилигрима». Выбор произведения и автора был обусловлен интересом к истории Англии, в частности, к истории протестантизма в христианской церкви, а также открытием нового для меня имени в английской литературе – Джон Буньян.
Как известно, литература является «зеркалом» истории. Исходя из этого, «Путешествие Пилигрима» является ценным источником информации о мировоззрении определенного социального слоя Британии 17 века, а также первых британских переселенцев в Америку, которые заложили конституционный фундамент США. Материал исследования – текст произведения «Путешествие Пилигрима».
Актуальность темы Данное исследование является актуальным в связи с последними событиями в политической и общественной жизни Украины, связанными с приходом к власти Президента В.А.Ющенко и премьер-министра Ю.В.Тимошенко, которые провозгласили курс страны на возрождение духовных ценностей и веры в Бога. Возможными опасными соблазнами на этом пути является смешение понятий религия и вера, которая является индивидуальной для каждого человека, стремление подчинить всех учению «официальной», или «государственной», церкви, деление общества на «своих» и «чужих». Данная работа показывает, что во все времена вера была понятием не коллективным, а личным, а политика государства в области религии должна быть максимально либеральной.
Объектом исследования является система образов «Путешествия».
Цель данной работы – постараться ответить, почему книга «Путешествие Пилигрима» не потеряла своего значения за столь долгий период своего существования, да и в чем, собственно, заключается это значение.
Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо было решить
следующие задачи.
1. Провести исторический экскурс в Британию 17 века, рассказать об особенностях этого исторического периода.
2. Рассказать о жизни автора, так как написание «Пилигрима» явилось важным звеном в цепи чудесных событий и изменений в жизни Джона Буньяна.
3. Рассмотреть систему персонажей.
Основной метод исследования – описательный.
При написании работы нами были использованы 2 главных источника – К.Харинк. Персонажи «Путешествия Пилигрима» Джона Буньяна/ Пер. с англ. С.Денисюка: - «Приди и помоги», Луцк, 2004 и Дж.Ризон. «Быть пилигримом». Биография Джона Буньяна: - «Христианское просвещение», Одесса, 1993.
Структура и основное содержание работы Работа состоит из Введения, Главы 1, состоящей из разделов «Исторический экскурс в Британию 17 века» и «Личность автора «Путешествия Пилигрима», Главы 2, «Персонажи «Путешествия Пилигрима», Заключения и Списка использованной литературы.
В процессе исследования выяснилось, что книга «Путешествие Пилигрима» очень популярна среди современных христиан. Популярность книги, возраст которой более 300 лет, заставила задуматься о ее этическом значении, почему оно не исчерпало себя за столь длительный промежуток времени. «Путешествие Пилигрима» – это не литературный памятник эпохе, она вдохновляет, обличает, дает подкрепление в наши дни так же, как и тогда, в 17 веке, когда автор из тюрьмы передавал главу за главой своим друзьям. Кто-то может сказать, что книга предназначена только для верующих. Действительно, Джон Буньян, будучи пастором христианской церкви и неутомимым проповедником Евангелия, в аллегорической форме описывает жизненный путь человека, ищущего Бога. В результате исследования выяснилось, что система образов «Путешествия Пилигрима» совершенно не привязана к какому-то определенному временному периоду – она как бы вневременна. Обобщенные характеры персонажей, умело нарисованные несколькими штрихами, делают их даже не типичными, а символичными, а следовательно, понятными, узнаваемыми и близкими читателю любого времени. Также и жизненные ситуации, в которые попадают герои книги, места, через которые они проходят, метафорично-абстрактны, но любой читатель узнает в них свое, личное, конкретное. И хотя опыт каждого человека сугубо индивидуален, у каждого бывает своя Топь Уныния, Гора Затруднение, Ярмарка Суеты и Замок Сомнение. Имена персонажей четко определяют основную черту их характера, которую хочет выделить автор, на деталях он не задерживается.
Буньян прежде всего был пастором церкви, проповедником Евангелия, а потом уже писателем. Но это нисколько не умаляет его достоинства как писателя. Свой литературный талант он использовал для общения с теми, кто хотел его слушать. «Путешествие Пилигрима» появилось на свет в результате его огромной любви к людям. На протяжении всей книги мы видим отцовскую заботу о читателе, чтобы он не упустил то главное, что хотел ему сказать автор. Он хотел показать ему путь, ведущий в вечную жизнь, предостеречь их от возможных ошибок, предупредить об опасностях, встречающихся на этом пути. Подобно своему Евангелисту, Буньян хочет вывести читателя из Города Разрушения, в неразберихе различных религий и учений показать свет искренней веры. Как любящий отец, он передает детям свой опыт человека, искавшего Бога и нашедшего Его. Просто невозможно остаться равнодушным к этой любви. Буньян в своей книге неоднократно обращает внимание читателя на несколько вещей, которые он считает чрезвычайно важными. Первое – это то, что человек, ищущий Бога, начинает видеть свою жизнь в другом свете, замечая все то, на что раньше не обращал внимания, чувствуя вину за свои неблаговидные поступки и желая исправиться. С осознания того, что ты испачкан с ног до головы и самостоятельно отмыться не можешь, начинается путь к Богу. Человек просит Бога простить и очистить его. Это те Тесные Врата, через которые должен пройти каждый. На протяжении всей книги Буньян еще и еще раз возвращается к этой мысли. Он говорит о том, что люди могут пытаться обойти Тесные Врата по дороге в вечность. Так поступают герои книги «Путешествие Пилигрима» Мирской Мудрец, Формалист, Лицемер и Невежда. Они считают, т.е. они так научены своими учителями, что внешним благочестием, добрыми делами и соблюдением обрядов своей церкви они заслуживают вечную жизнь. Они убеждены в этом, так как в это верят все люди в их окружении, это «вера их отцов». У них по этому поводу нет никаких сомнений; каждого, кто думает по-другому, они считают «еретиками» или «сектантами». Их религия – это набор правил, принятых в их обществе, и она далека от истинной веры, считает Джон Буньян. Буньян показывает, что ни один из них не достиг своей цели, т.е. не вошел в Небесный Град.
Как-то один проповедник сказал: «Легко проповедовать пьяницам и наркоманам, потому что они сознают себя грешниками и, когда им говоришь о Божьей любви, они каются, принимают от Бога прощение, и их жизнь меняется. Трудно проповедовать «хорошим» людям, образованным, занимающим посты и имеющим должности и звания. Такие вовсе не считают себя грешниками и не знают, за что и у кого им нужно просить прощения».
Второй вопрос, напрямую связанный с первым, - это вопрос «добрых дел». Так что же, добрые дела не нужны? Или можно всю жизнь грешить и каяться, грешить и каяться? Буньян отвечает на этот вопрос в главах «Краснобай» и «История Маловерного и пребывание в Очарованной стране». Краснобай – это человек, который считает себя христианином, но не является таковым. Буньян говорит, что понятие Краснобая о христианстве «прекрасно уживается с пьянством, жадностью, безнравственностью, божбой, ложью, завистью и связями с подозрительным обществом». Такие люди могут говорить правильные вещи, но их дела настолько далеки от их слов, что они являются «позорным пятном на христианстве». Вообще, глава «Краснобай» является очень сильной в том плане, что заставляет читателя обратиться к себе, посмотреть, а не являюсь ли я таким же краснобаем, который исповедует одно, а делает другое. В главе «История Маловерного и пребывание в Очарованной стране» Буньян приводит рассказ Уповающего о том, как он пришел к вере. Уповающий рассказал Христианину, что сначала он понял, что он грешник и что своими добрыми делами не может исправить совершенные им ранее плохие поступки, и что только Бог может освободить его от этой тяжести. А потом, когда он почувствовал, что прощен и как будто родился вновь, чистым и незапятнанным, у него появилось сильное стремление к совершению добрых дел «для прославления имени моего Господа», - как говорит он. Таким образом, автор показывает, что добрые дела и праведная жизнь являются следствием, видимым результатом того, что человек ощутил себя прощенным и принятым Богом.
Еще одна важная мысль, которая неоднократно прослеживается в «Путешествии», это то, насколько важно доверять всему, что написано для нас в Евангелии, т.е. тому посланию, которое оставил для нас Бог после Своего пребывания на земле. От веры в Бога человек переходит к вере Богу, доверию к Нему, убежденности, что все написанное в Библии является правдой и обращено лично к нему. Те слова, которые Иисус говорил своим ученикам, следует считать прямым руководством к действию, те обещания, которые Он оставил, действенны и нерушимы для всех, кто принимает их для себя.
Результатом работы является определение этического значения повести Дж. Буньяна «Путешествие Пилигрима». Это проповедь Евангелия в образной форме. А это всегда будет актуальным.