Тест по Философии
ВАРИАНТ IV
Раздел 1
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
1. Буквальное значение понятия «философия» –
а) наука о мудрости;
б) любовь к мудрости;
в) обладание мудростью;
г) освоение мудрости.
2. В центре внимания философии находится
а) бытие в целом и смысл его существования;
б) развитие природы;
в) законы общественного развития;
г) взаимодействие природы и человека.
3. Выделите правильную взаимосвязь:
а) философия и мировоззрение существуют самостоятельно;
б) философия – наиболее ранняя форма мировоззрения;
в) мировоззрение не может существовать без философии;
г) философия – высшая форма мировоззрения.
4. Мифология в рамках становления философии – это
а) учение о мифах;
б) научная теория;
в) литературное течение;
г) фантастические представления древних о мироздании.
5. Сыновняя и братская добродетели в конфуцианстве связаны с поня-тием
а) сяо ти;
б) жень;
в) ли;
г) дэ.
6. В даосизме дао –
а) энергия;
б) мужское начало;
в) женское начало;
г) естественный путь вещей.
7. Ведизм под брахмой подразумевал
а) мировую душу;
б) индивидуальную душу;
в) колесо жизни;
г) закон воздаяния.
8. Праведная жизнь человека по представлениям буддизма завершается достижением состояния
а) самсары;
б) кармы;
в) нирваны;
г) бодхи.
9. Локаята
а) отвергает загробную жизнь;
б) признаёт цепь перерождений;
в) сомневается в возможности последующего возрождения;
г) не поднимает эту проблему.
10. Место формирования античной философии –
а) территория собственно Греции;
б) Древний Восток;
в) Италия;
г) греческие колонии на западном побережье Малой Азии.
11. Милетские философы относятся к
а) софистам;
б) объективным идеалистам;
в) субъективным идеалистам;
г) стихийным материалистам.
12. В основе принципа «панта реи» у Гераклита лежит
а) метафизика;
б) солипсизм;
в) диалектика;
г) агностицизм.
13. Демокрит считал, что жизнь возникла
а) естественным образом, по законам природы;
б) в результате божественного вмешательства;
в) в результате развития идеальной первоосновы;
г) в результате случайного столкновения атомов.
14. Социальный слой, управляющий идеальным государством у Плато-на, –
а) воины;
б) земледельцы;
в) ремесленники;
г) философы.
15. Философия Сократа является по преимуществу
а) космологией;
б) гносеологией;
в) антропологией;
г) эсхатологией.
16. В структуре человеческой души Аристотелем выделяется
а) два вида души;
б) три вида души;
в) четыре вида души;
г) она считается нерасчленимой.
17. Господствующий метод философствования в Средние века –
а) диалектика;
б) эмпиризм;
в) схоластика;
г) рационализм.
18. Философское творчество Августина относится к периоду
а) патристики;
б) схоластики;
в) софистики;
г) апологетики.
19. Основоположник томизма –
а) Ансельм Кентерберийский;
б) Фома Аквинский;
в) Томас Уэльский;
г) Климент Александрийский.
20. Философия Возрождения
а) стояла на позициях полного атеизма;
б) продолжала оставаться «служанкой богословия»;
в) развивала идеи пантеизма;
г) вообще не обращалась к религиозным проблемам.
21. «Идолов театра» Фрэнсис Бэкон связывает с
а) языческим идолопоклонством;
б) христианской священной историей;
в) античным театральным искусством;
г) безграничным доверием к ученым авторитетам.
22. Первоначальный хаос у Рене Декарта в процессе эволюции образует
а) четыре вида корпускул;
б) три вида корпускул;
в) два вида корпускул;
г) единую материю.
23. В философии Т. Гоббса человек рассматривается как
а) божественное творение;
б) чисто природное существо;
в) результат общественного развития;
г) существо, занимающее промежуточное положение между природой и обществом.
24. Философские взгляды Джона Локка связаны с концепцией
а) прагматизма;
б) утилитаризма;
в) гилозоизма;
г) конформизма.
25. Французские просветители выступали
а) за сохранение существующих социальных отношений;
б) за сохранение абсолютизма;
в) против буржуазии;
г) против господства религиозной идеологии.
26. Проникновение в мир «вещей в себе», с точки зрения И. Канта, воз-можно с помощью
а) опытного знания;
б) теоретических расчётов;
в) религии;
г) воображения.
27. На завершающей стадии саморазвития абсолютной идеи у Гегеля формируется
а) абсолютное тело;
б) абсолютный мир;
в) абсолютный разум;
г) абсолютный дух.
28. Философское мировоззрение Фейербаха опирается на
а) натурализм;
б) эмпиризм;
в) рационализм;
г) утилитаризм.
29. Основная проблема, приведшая к расхождению между западниками и славянофилами, –
а) выбор исторического пути развития России в целом;
б) определение только характера культурного развития;
в) выбор исключительно экономических принципов развития;
г) определение характера государственного устройства.
30. По мнению В. С. Соловьёва, разобщённость между людьми может быть преодолена с помощью
а) экономики;
б) политики;
в) культуры;
г) нравственности.
31. Основой бытия мира в философии С. Н. Булгакова являются
а) атомы;
б) корпускулы;
в) божественные энергии;
г) материя.
32. Первичным у Н. А. Бердяева считается
а) свобода;
б) Бог;
в) материя;
г) космический хаос.
33. К философскому направлению «космизм» не принадлежит
а) Н. А. Умов;
б) Н. Г. Холодный;
в) Н. Ф. Фёдоров;
г) П. Я. Чаадаев.
34. Основным критерием истинности в марксизме считается
а) мнение большинства;
б) чувственные данные;
в) логически непротиворечивое умозаключение;
г) практика.
35. «Философия жизни» относится к
а) европейской философии XVIII века;
б) неклассической философии;
в) восточной философии;
г) классической философии.
36. Для философских взглядов А. Шопенгауэра характерен
а) прагматизм;
б) оптимизм;
в) скептицизм;
г) пессимизм.
37. По определению Ф. Ницше, сверхчеловек – это
а) Бог;
б) существо, обладающее выдающимися физическими способностями;
в) существо, обладающее волей;
г) результат исторического развития.
38. В философии З. Фрейда психический аппарат выступает как
а) ОНО;
б) Я;
в) Сверх-Я;
г) совокупность этих начал.
39. Экзистенция – это
а) материальное первоначало мира;
б) рождение чего-то из ничего;
в) индивидуальное существование;
г) божественный замысел.
40. В центр своего внимания сциентизм и антисциентизм ставят такое явление, как
а) наука;
б) природа;
в) космос;
г) человек.
Раздел 2
ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
1. Философское понятие бытия подразумевает
а) то, что вечно меняется;
б) то, что рождается и умирает;
в) то, что должно быть;
г) то, что существует.
2. Материя в современном философском толковании – это
а) однородное мировое вещество;
б) всё объективное и чувственно воспринимаемое;
в) единственная реальность;
г) первоначало мира.
3. Под движением философия понимает
а) любое взаимодействие;
б) перемещение в пространстве;
в) только качественные изменения;
г) только количественные изменения.
4. Укажите верное соотношение пространства и времени:
а) существуют независимо друг от друга;
б) существуют в единстве и самостоятельно;
в) существовали до материи;
г) формы существования и координации материальных объектов.
5. Развитие с позиций метафизики – это
а) движение по спирали;
б) необратимые качественные изменения;
в) только количественные изменения;
г) регресс.
6. Диалектика рассматривает развитие как
а) только прогресс;
б) только регресс;
в) движение по кругу;
г) необратимые качественные изменения.
7. Категории – это
а) названия объектов;
б) научные термины;
в) наиболее общие абстрактные понятия;
г) понятия, отражающие конкретные свойства.
8. С точки зрения диалектики,
а) общее породило единичное;
б) общее существует только в понятиях;
в) общее и единичное существуют независимо друг от друга;
г) общее и единичное – стороны конкретного объекта.
9. Что верно?
а) существует содержание без формы;
б) существует форма без содержания;
в) форма и содержание существуют вместе, но независимо друг от друга;
г) форма – способ существования содержания.
10. Всё происходящее в фатализме предопределено
а) роком;
б) божественным предопределением;
в) судьбой;
г) всем перечисленным выше.
11. Течение событий телеология рассматривает как результат действия
а) стечения обстоятельств;
б) божественного предопределения;
в) объективных законов;
г) человеческой воли.
12. Выделите диалектико-материалистическую оценку необходимости и случайности:
а) случайность – это непознанная необходимость;
б) одни явления в мире случайны, другие – необходимы;
в) всякое явление и необходимо, и случайно в одном и том же отношении;
г) всякое событие и случайно, и необходимо, но в разных отношениях.
13. Единственная основа процесса развития по оценке индетерминизма –
а) законы;
б) случайность;
в) человеческие желания;
г) действие сверхъестественных сил.
14. Сущность и явление
а) полностью совпадают;
б) существуют независимо друг от друга;
в) совпадают частично;
г) не предполагают друг друга.
15. Человек как отдельная проблема является предметом рассмотрения такой философской отрасли, как
а) гносеология;
б) онтология;
в) телеология;
г) антропология.
16. Отождествление общественной составляющей человека с природны-ми механизмами наблюдается в
а) социобиологии;
б) марксизме;
в) сциентизме;
г) неопозитивизме.
17. Формирование государства и общества посредством заключения об-щественного договора присутствует у
а) Ж. Ж. Руссо;
б) Т. Гоббса;
в) Дж. Локка;
г) всех названных выше философов.
18. Локальные общества (цивилизации) не рассматривались
а) К. Ясперсом;
б) А. Тойнби;
в) Н. Я. Данилевским;
г) О. Шпенглером.
19. Человеческие ценности
а) полностью меняются с наступлением новой исторической эпохи;
б) всегда полностью сохраняют свою иерархию;
в) механически меняют свои позиции в системе приоритетов по воле общества;
г) их значимость меняется в зависимости не только от установок общества, но и от жизненных позиций отдельного индивида.
20. Окружающую действительность эстетика оценивает с позиции
а) критериев нравственности;
б) критериев истинности;
в) критериев красоты;
г) критериев объективности.
21. С точки зрения современной науки сознание
а) возникает одновременно с рождением человека;
б) закономерно возникает на этапе младенчества;
в) формируется в первые годы жизни под влиянием общественной среды;
г) генетически передаётся от родителей.
22. Укажите верную оценку взаимоотношения языка и мышления:
а) связаны между собой и тождественны друг другу;
б) связаны между собой, но не тождественны друг другу;
в) не связаны между собой;
г) частично пересекаются между собой.
23. Критерием истины с точки зрения диалектического материализма выступает
а) практика;
б) логичность рассуждений;
в) мнение большинства;
г) рациональная интуиция.
24. Анализ понимания познанного – область интересов такого философ-ского направления, как
а) неопозитивизм;
б) прагматизм;
в) герменевтика;
г) гносеология.
25. Что не относится к методам научного познания?
а) методы получения знаний;
б) методы дополнения знаний;
в) методы развития знаний;
г) методы воплощения знаний в практику.
26. Какова роль научного познания?
а) оно заменяет обыденное познание;
б) оно является формой обыденного познания;
в) оно продолжает обыденное познание как его этап;
г) оно является более высокой стадией познания.
27. Выделите верное утверждение:
а) все, что объективно истинно, то нравственно;
б) нравственная оценка относится только к использованию научных положений;
в) научные теории могут быть как нравственными, так и безнравственными;
г) достижения науки не могут быть безнравственными.
28. Какое взаимоотношение цивилизации и культуры будет верным с точки зрения цивилизационного подхода?
а) они не связаны между собой;
б) эти понятия тождественны;
в) цивилизация – одна из ступеней в развитии культуры;
г) цивилизация – более широкое понятие, чем культура.
29. Опираясь на теорию постиндустриального общества, отметьте пра-вильный ответ:
а) в мировой цивилизации полностью сформировалось информационное общество;
б) информационное общество – отдалённая перспектива развития цивилизации;
в) для формирования информационного общества нет никаких предпосылок;
г) на современном этапе сформировалась база для создания информационно-го общества.
30. Назовите временной период возникновения глобальных проблем развития человечества.
а) период Нового времени;
б) конец XIX века;
в) первая половина ХХ века;
г) вторая половина ХХ века.