Шпоры к ГОСам по педагогике
2. Актуальные задачи российской школы и педагогической и психологической науки. Закон РФ «Об образовании». Структура и особенности современной системы образования в РФ. Непрерывное образование.
3.Общая характеристика бихевиоризма
Теория Уотсона
Теория оперантного бихевиоризма. Б. Ф. Скиннер.
Общая характеристика гештальтпсихологии
Динамическая теория личности и группы Левина
Общая характеристика глубинной психологии
Теория Фрейда
Аналитическая психология Юнга
4. Психодиагностика
Психодинамическая теория личности (3. Фрейд)
Гуманистическая теория личности (К. Роджерс, А. Маслоу)
Поведенческая теория личности (Б. Скиннер, А. Бандура)
5. Сущность воспитания как социокультурного и педагогического процесса, его философские, психологические и педагогические основания. Закономерности и принципы воспитания. Л. Н. Толстой о воспитании. Взаимосвязь процессов воспитания, самовоспитания и перевоспитания.
6. Ценности и цели воспитания
Ценности современной молодежи
Цель воспитания
Психология воспитания.
7. Понятие о содержании воспитания.
8.Методы воспитания: понятие и классификация
9. Общая характеристика сознания и бессознательного. Структура сознания. Самосознание, самооценка. Методы развития сознания и духовного мира школьников в процессе воспитания.
10. Общая психологическая характеристика деятельности. Методы формирования, обогащения и коррекции опыта поведения и деятельности личности. Психология игры (структура, функции). Технология организации различных видов практической деятельности учеников (игровая деятельность, организация и проведение КТД).
11. Психология общения. Педагогическое общение: структура, виды, функции, средства общения. Стили общения. Технология управления педагогическим общением. Методы стимулирования общения, поведения и деятельности школьников.
Технология управления педагогическим общением.
12. С мотивацией деятельности теснейшим образом связано ее стимулирование.
Стимулировать — значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. В целях подкрепления и усиления воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее употребительными являются соревнование, поощрение, а также наказание.
13. Взаимоотношения личности и группы как психолого-педагогическая проблема в отечественной и зарубежной теории и практике. Детский коллектив (д.к.) как объект и субъект воспитательного процесса, психологическая структура коллектива, педагогические условия его становления. Группа как социально-психологический феномен (понятие, признаки, виды). Диагностика межличностных отношений в группе.
14. Нравственное воспитание как фундамент системы воспитательной работы. Задачи, содержание, методы нравственного воспитания в современных условиях. Моральные чувства, их характеристика.
15. Трудовое воспитание, задачи, содержание и методы. Ушинский, Макаренко о роли труда в развитии личности. Профессиональное самоопределение. Отечественные и зарубежные теории профессионального самоопределения (Д. Сьюпер, Э. Гинзберг, Е.А. Климов, И.С. Кон). Проф. ориентация и экономическое воспитание школьников.
16. Физическое воспитание. Понятие о здоровом образе жизни. Задачи, содержание, методы и формы ФВ в современной школе. Учет индивидуально-типологических особенностей субъектов образовательного процесса в экологически неблагополучных регионах. Здоровьесберегающие технологии в образовании.
17. Эмоционально-волевая сфера личности. Задачи, содержание и методы эстетического воспитания учащихся в современной школе. Воспитание эстетических чувств, вкусов, понятий, идеалов; формирование умений, навыков воплощения прекрасного в жизнь.
18. Семья и ее воспитательные возможности. Школа и семья как институты социализации. Проблемы современной семьи. Психологическая характеристика стилей семейного воспитания. Модели семьи. Содержание, формы и методы взаимодействия школы и семьи в целостном педагогическом процессе.
19. Целостный педагогический процесс, его структура, закономерности и принципы. Психолого-педагогические основы гуманизации обучения и воспитания. Развитие субъектности школьника, его ценностно-смысловой сферы в ЦПП.