контрольная работа по русскому языку
Содержание
Задание 1…….…………………………………………………………………….....3
Задание 2……………………………………………………………………………….4
Задание 3………………………….…………………………………………………….5
Задание 4……………………….……………………………………………………….5
Задание 5……………………………………………………………………………6
Задание 6….…………………………………………………………………….........9
Задание 7….……………………………………………………………………......10
Задание 8….……………………………………………………………………......11
Задание 9….……………………………………………………………………......12
Задание 10.……………………………………………………………………........13
Список использованной литературы…………………………………………...14
Контрольная работа
Вариант 3
1. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания
Язык - духовное богатство народа. «Сколько я знаю языков, столько раз я – человек»,
2. Определите, к какому стилю речи принадлежит данный текст. Аргументируйте свой ответ, указав основные стилевые черты и языковые средства, характерные для данного стиля
Данный текст представляет собой отрывок из произведения В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям».
3. Спишите слова и расставьте ударение, указав допустимые произносительные варианты, если они имеются
Асимметри́я и доп. асимме́трия, блё́клый и доп. бле́клый, бюрокра́тия, ветерина́рия (в проф.речи – ветеринари́я), диоптри́я (в разг. речи и проф.речи – диоптрия),
4. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа
Именины - именин, макароны - макарон,
5. Дайте толкование приведённым ниже заимствованным словам. Подберите к ним синонимы русского происхождения, если они есть. С тремя из слов составьте предложения
Аббревиатура – 1. Сложносокращённое слово, образованное из начальных букв или слогов какого-л. словосочетания (например: СНГ, вуз, универмаг). 2.Условное сокращение слов или слова (например: и т.д. - и так далее; и т.п. - и тому подобное; см. - смотрите).
Синонимы: сложносокращенное слово, сокращение.
6. Объясните лексическое значение приведённых ниже фразеологических оборотов. С двумя из них составьте предложения
Абсолютный нуль – Презр. Человек ничтожный или совершенно бесполезный в каком-либо деле.
7. Отредактируйте предложения, устранив в них речевые и грамматические ошибки. Запишите исправленный вариант
1. Двадцать пять лет своей биографии она посвятила театру.
Правильно: Двадцать пять лет своей жизни она посвятила театру.
2. Сегодня холодно, поэтому я одела куртку.
3. Выросло целое поколение, для которых война – история.
4. Занимаясь в секции, у мальчика оставалось мало времени.
Правильно:
5. Мы не хотим тормозить переговоров.
Правильно:
6. Ответ по его заявлению отправлен своевременно.
Правильно: Ответ на его заявление отправлен своевременно.
7. Пишу тебе о том, что дети наши здоровы, бодры, спокойные и весёлые.
Правильно:
8. Музыка оказала на всех сильное впечатление.
Правильно:
9. Четверым работницам присвоен профессиональный разряд.
Правильно:
10. Из-за недостатка улик дело было отложено под сукно.
Правильно:
8. Просклоняйте письменно числительные 754, 1937 год. Выберите нужное слово и просклоняйте словосочетания: (три, трое) студент, студентка; (оба, обе) человек, книга
Семьсот пятьдесят четыре
И.П. Семьсот пятьдесят четыре
Р.П. Семисот пятидесяти четырех
Д.П.
Тысяча девятьсот тридцать седьмой год
И.П. Тысяча девятьсот тридцать седьмой год
Р.П.
Трое студентов, три студентки
И.П. Трое студентов, три студентки
Р.П.
Оба человека, обе книги
И.П. Оба человека, обе книги
Р.П.
9. Приведите примеры 10 фразеологизмов мифологического происхождения. Дайте им толкование. С тремя из них составьте предложения
Авгиевы конюшни - очень загрязненное место, крайний беспорядок в делах.
10. Приведите примеры 10 латинских фразеологизмов. Дайте им толкование. С тремя из них составьте предложения
Alter ego – другое «я».
Список использованной литературы
Основная литература
1. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
2. Голуб, И.Б. Стилистика русского языка. – М. : Омега-Л, 2003. – 448 с.
3. Голуб, И.Б. Риторика. – М., 2010. - 405 с.
Лингвистические словари
1. Большой толковый словарь русского языка. / под ред. С. А. Кузнецова. - СПб., 2009.
1. Большой юридический словарь / под ред. А.В. Малько. — М.: Про-спект, 2009.
2. Граудина, Л. К. Грамматическая правильность русской речи: Стили-стический словарь вариантов / Л. К. Граудина, В. А. Ицкович, Л. П. Катлинская. - М.: Астрель ; АСТ, 2004.
3. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 1994. – 431 с.
4. Зализняк, А.А. Грамматический словарь русского языка / А.А. Зализняк. – М.: Русский язык, 1980.
5. Иванова, Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы / Т.Ф. Иванова. – М.: Русский язык – Медиа, 2008.
6. Каган Ю.М. Латинский язык. – М., 2001. – 400 с.
7. Лексические трудности русского языка под редакцией Семенюка А.А. – Словарь-справочник. – М., 1994. – 586 с.
8. Орфоэпический словарь русского языка. / под ред. Р.И. Аванесова. - М., 2007.
9. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М.: ЧеРо, 1999 – 400 с.
10. Скворцов, Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник. – М.: Знание, 1995. – 256 с.