контрольные работы по русскому языку
Контрольная работа
Вариант 1
1. Фонетика
1. Напишите фонетическую транскрипцию приведенных слов и охарактеризуйте каждый звук с точки зрения артикуляционных признаков.
яма, трюм, dump, gong.
Ответ:
яма [j’ама]
[j’] – согласный, сонорный, щелевой (по способу образования); среднеязычный (по месту образования), мягкий.
2. Определите русское слово, в состав которого последовательно входят следующие звуки:
а) сонорный, переднеязычно-зубной, смычно-боковой, твердый;
б) гласный среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный;
в) шумный, губно-зубной, щелевой, глухой, твердый;
г) согласный, заднеязычный, взрывной, глухой. твердый;
д) гласный среднего ряда, нижнего подъема, нелабилизованный.
Ответ:
3. Определите, какие фонетические изменения (аккомодация), ассимиляция, диссимиляция, диереза, протеза, эпентеза, метатеза) наблюдаются в данных словах и словосочетаниях. При указании на аккомодацию, ассимиляцию и диссимиляцию определите их тип.
Вокзал, городки, поздний, простореч. Здря (из зря), простореч. Хто (из кто), лесть.
Ответ:
вокзал – [гз]: ассимиляция частичная (по звонкости); контактная; регрессивная (под влиянием последующего звонкого [г].
4. Разделите следующий отрывок на синтагмы, такты (фонетические слова). Выделите проклитики и энклитики.
Выносил я как-то мусорный бак. Замерз. Опрокинул его метра за три до помойки. Минут через пятнадцать к нам явился дворник. Устроил скандал. Выяснилось, что он по мусору легко устанавливает жильца и номер квартиры. В любой работе есть место творчеству. (С.Довлатов)
Ответ:
Выносил/ я/ как-то/ мусорный/ бак. //Замерз.// Опрокинул/ его// метра /за три/ до
2. Письмо
1. Найдите в тексте все случаи, в которых возможно вариантное написание, подчеркните эти буквы и определите, какому из принципов (фонетическому, морфологическому или традиционному) следует русская орфография при выборе одного из возможных вариантов написания. Указание на тот или иной принцип необходимо обосновать.
Звоните поздней ночью мне, друзья,
Не бойтесь помешать и разбудить;
Кошмарно близок час, когда нельзя
И некуда нам будет позвонить.
Ответ:
2. Выполните практическую транскрипцию английских имен средствами русской графики и русских имен, используя латиницу.
William Binnington Boyce, Peter Bradshaw, Edmund Cooper, Spencer Brown
Илья Обломов, Агафья Пшеницына, Андрей Штольц, Ольга Ильинская.
3. Лексика
1. Определите, какие слова употреблены в переносном значении, по какому способу (метафора, метонимия, синекдоха) эти значения возникли. Проанализируйте логику семантического развития.
1) В последнем матче защита опять играла слабо. 2) Все флаги в гости будут к нам. (Пушкин) .3) Но едва она успела начать, как весь зал покатился от хохота. 4) Мне тяжело с ним разговаривать.
Ответ:
2. Подберите синонимы и антонимы к разным значениям нижеследующих слов.
Холодный, глухой, высокий.
Ответ:
3.Определите полисемия или омонимия имеет место в следующих случаях употребления слова. Дайте комментированный ответ.
На рейде стояли четыре русских военных судна. Начался рейд украинских партизан в Карпаты. Материал для стенгазеты был собран в ходе специального рейда по всем участкам цеха.
Ответ:
Здесь имеет место омонимия, т.к. совпадающие
4. Грамматика
1. Определите: а) по какой грамматической категории противопоставлена каждая пара словоформ; б) каким способом выражены грамматические значения.
Интересный – интереснейший – самый интересный; брать –взять; два – второй; говорить – буду говорить; дом- дома, в доме; писать –писал бы; читать – перечитать; мир любит покой – покой любит мир; foot- feet, easy –easier, I – me, spoke- had spoken.
Ответ:
Интересный – интереснейший – самый интересный: а) формы противопоставлены категорией степени сравнения;
2. Определите тип синтаксической связи в следующих словосочетаниях.
Времена Пушкина, дубовые листья, вера в победу, его приезд, плач ребенка, добраться до города, стакан воды, возвратить книгу.
Ответ:
5. Взаимодействие языков
1. Пользуясь этимологическим словарем или словарем иностранных слов, определите язык-источник заимствования данных слов.
Медаль, аккорд, гротеск, кролик, лейтенант.
Ответ:
Медаль – заимств. в XVII в. из фр. яз, где medaille < итал. medaglia, восходящего к лат. metallum «металл». Медаль буквально – «из металла».
2.Установите русскую кальку для приведенных ниже иностранных лексических единиц.
Англ. forgetmenot, франц. impression, греч. γεωμέτρης, франц. divertissement, англ. knot
6. Формы существования языка
Охарактеризуйте текст с точки зрения разных форм существования языка (выпишите просторечия, слова, относящиеся к разговорному стилю литературного языка, диалектизмы). Для стилистически окрашенных слов приведите (где возможно) стилистически нейтральные эквиваленты.
Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были. За Северушкой где-то. День праздничный был, и жарко – страсть. Парун чистый. А оба в горе робили, на Гумешках то есть. Малахит –руду добывали, лазоревку тоже. Ну, когда и королек с витком попадали и там протча, что подойдет. Один-от молодой парень был, неженатик, а уж в глазах зеленью отливать стало. Другой постарше. Этот и вовсе изробленный. В глазах зелено, и щеки будто зеленью подернулись. И кашлял завсе тот человек.
Ответ: