Исполнители
Безопасность заказов и сделок
Время на проверку работ
Войти
c264 - автор студенческих работ

VIP! c264  ЧАТ

Рейтинг : 5272

VIP! wroni  ЧАТ

Рейтинг : 2696
myangel - автор студенческих работ

VIP! myangel  ЧАТ

Рейтинг : 1577
lesi555 - автор студенческих работ

VIP! lesi555  ЧАТ

Рейтинг : 17981
Помощь по экономическим и гуманитарным дисциплинам
linguist - автор студенческих работ

VIP! linguist  ЧАТ

Рейтинг : 825
Английский, французский, история, русский, латынь
olga_1309 - автор студенческих работ

VIP! olga_1309  ЧАТ

Рейтинг : 21666
tango - автор студенческих работ

VIP! tango  ЧАТ

Рейтинг : 7666
Химия, математика, логистика, англ. яз., другое
Студентам в помощь
VIP Исполнители
ВЫПОЛНИМ
Лента заказов

  • Заказать Работу
  • Готовые работы
    Заметки
    Библиотека
    Файлообменник
    Как сделать заказ
    Исполнители
    Магазин
    Новости
    Видео, ТВ и Радио
    Дисциплины
    Статьи, Опросы
    Форум
    Контакты
    Исполнители
  • Математические
  • Физика-Химия
  • Технические
  • Программирование
  • Гуманитарные
  • Экономические
  • Юридические
  • Иностранные языки
  • Другое, Разное
  • Статьи, Копирайтинг
  • Создание сайтов
  • Раскрутка сайтов
  • Дизайн, Графика
  • Аудио/Видео
  • Сообщения форума
    Поздравим всех!
    С наступающим Новым Годом !
    С 8 МАРТА МИЛЫХ ЖЕНЩИН!!!
    Как вы относитесь к help-s.ru ?
    Посмотрим, посмеёмся! ;)
    Помочь с самоваром.
    Electronics Workbench 5.12
    WebMoney или YAndex
    Объявления и Уведомления
    Крик души
    День рождения
  • Cегодня (1): Nata0610
  • Завтра: konstanta  magistr 
  •  

    1. "Средства массовой информации в культ











    КУРСОВАЯ РАБОТА
    Тема: «Средства массовой информации в культурно-досуговой деятельности»

















    Содержание
    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………    3
    1.ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СМИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ………..    5
    1.1Основные этапы развития СМИ…………………………………………    5
    1.2 Значение СМИ в системе формирования общественного мнения    5
    1.3 Виды СМИ. Преимущества и недостатки    6
    2 СУЩНОСТЬ И ЧЕРТЫ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ    8
    2.1 Характеристика досуговой деятельности………………………………    8
    2.2 Содержание досуговой деятельности……………………………………    9
    2.3 Цели и мотивы культурно-досуговой деятельно¬сти……………………    10
    2.4 Функции культурно-досуговой деятельности…………………………..    14
    2.5 Хобби как направление досуга……………………………………………    15
    2.6 Развитие культурно-досуговой деятельности……………………………    16
    3 СУШНОСТЬ И ЧЕРТЫ СМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ …    18
    3.1 Цели, образ действия и место СМИ в культуре…………………………    18
    3.2 Особенности СМИ в современном обществе……………………………    19
    3.3 Основные направления СМИ в культурно-досуговой деятельности…..    20
    ВЫВОДЫ……………………………………………………………………....    24
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….....    27












    ВВЕДЕНИЕ
        Культурно-досуговую деятельность будем рассматривать как процесс приобщения к культуре, выраженный в духовной и материальной форме. Этот процесс функционирует в динамично развивающейся среде. Поэтому культурно-досуговая деятельность рассматривается нами целостно, в виде исторически конкретной системы в единстве всех культурных институтов и особой структуры художественного сознания, обусловленной общим социокультурным контекстом современности.
        Изменения культурно-досуговой деятельности зависит от процесса освоения мира, от осмысления характеристик развития отраслей, от использования результатов познания перемен, которые происходят в процессе реализации новой концепции человека (человека не индустриального, но информационного) и нового понимания жизни общества.
        Для того чтобы развивать личность, учитывая добровольность и личную инициативу в культурно-досуговой деятельности, а также уровень подготовки и форму деятельности людей, создаются программы, которые предлагают соответствующую предметную деятельность.
        Каждая личность имеет свои мотивы приобщения к культурно-досуговой деятельности, поэтому возникает необходимость изучения общих принципов этого процесса. Сейчас в условиях добровольности и свободного выбора форм проведения досуга нельзя не учитывать общих психологических особенностей личности, которые проявляются и в познавательном, и в творческом, и в коммерческом видах деятельности.
        Нынешний рубеж столетий ознаменовался процессом глобализации, который поменял и продолжает изменять и традиционную экономику, и формы социальной активности, и менталитет, и привычки людей. Общий смысл изменений таков: власть будет в руках не у тех, кто владеет промышленностью, а у тех, кто владеет источниками информации и новыми технологиями.
    Новая эпоха выработала новые средства воздействия на умы человечаства. Этими средствами стали средства массовой информации. Если мы хотим возродить культ знания, культ духовности, то надо суметь воспользоваться этими новыми средствами, опереться на них.
        Что же есть «средства массовой информации» в современном трактовании. Во-первых, это сведения, которые передаются одним субъектом другому. Во-вторых, сведения которые правильно (адекватно) отражают некоторый фрагмент действительности. В-третьих, сведения, которые имеют интерес для объекта информации с точки зрения принятия им того или иного решения.
        Из выше сказанного следует наличие двух сторон у СМИ: первая сторона – субъект, передающий информацию, назовем его субъектом информации, вторая сторона – субъект, воспринимающий информацию  - объект информации.
        Цель работы: выявить особенности СМИ в культурно-досуговой деятельности. При этом следует учитывать, что средства массовой информации призваны осуществлять:
    - поиск;
    - получение;
    - передачу;
    - производство;
    - распространение информации.
        Предметом темы является сама культура, где непосредственную роль играют средства массовой информации.






    1 ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СМИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
    1.1Основные этапы развития СМИ
    1) до начала нашей эры - прагазетные явления;
    2) с начала нашей эры до XV в. н. э. - эпоха рукописных изданий;
    3) с XV в. до XVII в. - изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
    4) с XVIII в. до начала ХХ в. - развитие журналистики как общественного института, совершенствование полиграфической базы, становление прессы как основы демократии;
    5) с 1900 г. по 1945 г. - приобретение печатью функций "четвертой власти";
    6) с 1945 г. по 1955 г. - процесс концентрации и монополизации СМИ;
    7) с 1955 г. по 1990 г. - эпоха становления электронных средств коммуникации;
    8) с 1990 г. по настоящее время - становление нового информационного порядка в мире. [4]
    1.2 Значение СМИ в системе формирования общественного мнения
    Специфические особенности средств массовой информации, определяющие их значение в обществе:
    а) средство управления, посредник между субъектом управления (законодательной, исполнительной и судебной властью) и объектом управления (народом);
    б) источник адекватной информации граждан о различных социокультурных явлениях в виде событийного или проблемного ряда;
    в) арена свободного обмена мнениями среди граждан и формирования независимого общественного мнения;
    г) канал распространения культурных знаний, норм и ценностей, инструмент развития массового сознания в обществе.
    Аудитория СМИ – это читатели, зрители, слушатели. Они самостоятельно решают потреблять или не потреблять информационную продукцию.
    Роль СМИ создавать картины конкретных событий и проблем, характерных для социально-культурной сферы.
    Функции СМИ:
    - планирование и транслирование массовых информационных потоков с привлечением к участию в них представителей самых различных областей культуры и искусства;
    - взаимное сотрудничество со специалистами в инициировании и проведении различных видов социально-культурной деятельности;
    - воспроизводство и взаимообогащение социокультурных технологий в среде объектов культуры, искусства, досуга, спорта.
    1.3 Виды СМИ. Преимущества и недостатки
    Газета. Преимущества: массовость читательской аудитории (газету читают все), высокая избирательность (разные группы населения читают разные газеты), возможность оперативных и частных публикаций. Недостатки: короткая жизнь газеты, ограниченность возможностей газетной площади.
    Журнал. Преимущества: высокая избирательность, хорошее качество воспроизведения материала, долгая жизнь, престижность многих изданий, включая стремление к поддержанию высокого имиджа, возможность для чтения не спеша. Недостатки: большие финансовые затраты на производство, долгий процесс подготовки продукции к выходу из печати.
    Радио. Преимущества: высокая мобильность отклика на события, относительная дешевизна для потребления, высокая избирательность для потребителя информации, возможность оперативного внесения корректировки в передачи. Недостатки: мало станций, действующих на всю страну, короткая жизнь информационного сообщения, сравнительно невысокая престижность у потребителя.
    Телевидение. Преимущества: выход на большую, часто многомиллионную аудиторию, низкие издержки затрат на производство продукции на одного зрителя, высокая престижность (особенно отдельных каналов и рубрик), географическая и экономическая селективность. Недостатки: высокие финансовые затраты на производство продукта, короткая жизнь отдельных передач, негарантированность размера аудитории, ограниченность возможности купить самое популярное время.
    В последнее десятилетие в распространении социально-культурной информации возрастает значение общемировой «паутины» - Интернет и частного его проявления - Рунет в России. Преимущество этого источника состоит в ориентированности на определенные уровни пользователей и известность в мировых, континентальных, субтерриториальных, региональных и компьютерных кругах. [5]









    2 СУЩНОСТЬ И ЧЕРТЫ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

    2.1 Характеристика досуговой деятельности

    Важно уяснить характер досуговой деятельности в связи с теми по¬требностями, которые человек реализует в ее процессе.
    Известно, что по¬требности человека условно можно разделить на три типа:
    •    первичные, или врожденные, - физиологические потребности в отдыхе, пище, продолжении рода и др.; физические - в чистом возду¬хе, геоландшафтных и климатических условиях жизни; материальные ¬в товарах повседневного спроса, пищевых продуктах и др.;
    •    социальные – потребности в общении, социальном обслужива¬нии, транспортном передвижении и др.;
    •    культурные - потребности в образовании, духовном развитии, освоении художественных ценностей и др.
    Если с первичными потребностями человек рождается и они могут давать о себе знать спонтанным состоянием организма, то социальные и культурные потребности во многом формируются культурной средой, тесно соотносятся с его разумом, социальным статусом, уровнем обра¬зования, общим развитием личности.
    В отличие от первичных запро¬сов, которые более устойчивы в своих проявлениях, социокультурные потребности формируются только в социокультурной среде и по мере воспитания и взросления человека.
    Социокультурные потребности исключительно многообразны, сопровождают человека в течение всей его сознательной жизни. Многие из них приобретают весьма пластич¬ный характер, будучи зависимыми от общественных трансформаций ¬новых условий жизни, уровня образования, социального окружения, моды и др.
    В досуге человек реализует все три указанных типа потребностей либо в тесном переплетении, либо в некоторой последовательности. На¬пример, в туристическом путешествии человек одновременно испыты¬вает нужду в физиологическом отдыхе (первичная потребность), обще¬нии (социальная), художественном развитии (культурная) и др.

    2.2 Содержание досуговой деятельности

    Под содержанием досуговой деятельности подразумеваются:
    •    непосредственные переживания, впечатления и состояния, которые испытывает человек, включенный в конкретный вид досуговогo занятия и тем самым удовлетворяющий свои потребности;
    •    осмысление человеком воспринимаемой информации, художественных образов, общего культурного контекста, который в этой время оказывается в фокусе его внимания;
    •    его оценки, которые возникают у него по поводу качества отдыха, а также услуг, если они ему оказываются в этом процессе.
    Естественно, что в период досуга человек стремится испытать положительные эмоции, сосредоточиться на конструктивных мыслях, по¬лучить качественный сервис – словом, добиться тех состояний, которые связаны с рекреационным эффектом.
    Другой фактор, позволяющий добиться желаемого содержания, связан с реализацией человеком на досуге своих устремлений, воплощения собственной жизненной позиции. Это направление досуга можно обозначить как обращение человека к любимому делу (хобби). Тот, кто не в состоянии реализовать себя на работе, кого угнетает однообразие повседневного существования, в свободное время стремится восстановить баланс между напряжением и рекреаци¬ей в любимом занятии, в котором можно проявить себя с наибольшей свободой и широтой. Занятия-хобби позволяют разным людям сохра¬нять чувство самоидентичности, ощущать состояние творческого подъе¬ма, самореализации.
    В силу глубокого погружения человека в предмет увлечения хобби наделено исключительно высоким рекреационным эффектом, хотя со стороны порой может показаться, что человек занят пустяками. Однако организаторы досуга давно поняли, что такие увлечения открывают для бизнеса поистине безграничные возможности. Изучив наиболее массо¬вые виды самодеятельно-досуговых занятий, они предлагают на рынке услуги и товары, которые работают на потребительский спрос.
    Укажем еще одну особенность содержательного досуга – восприятие произведений искусства. Люди обра¬щаются к искусству по-разному – с неодинаковыми целями, затрачи¬вая разный объем времени и т.п. Обычно человек проявляет интерес не к искусству в целом, а к некоторым его видам и жанрам, которые привлека¬ют его в наибольшей степени.
    В проведении досуга и освоении искусства особо важна роль средств массовой информации (СМИ). Технические каналы связи, а также разнообразная техника предоставляют многомиллионной аудитории почти неограниченные возможности знакомиться с искусством, получать художественные впечатления не только в домашних условиях, но и в раз¬личных ситуациях практически в любое время суток.

    2.3 Цели и мотивы культурно-досуговой деятельно¬сти

    Цели и мотивы человека, обращающегося к тем или иным досуго¬вым занятиям, как правило, формируются на основе привычек, склон¬ностей характера, жизненного опыта. Вместе с тем человек стремится на досуге познакомиться с чем-то любопытным, узнать что-то для себя новое. Он способен ошибаться, оценивая те или иные досуговые заня¬тия и свое отношение к ним, ведь он судит об этом субъективно. Поэто¬му организаторы досуга не должны переоценивать его мотивацию относительно того или иного занятия. Но нельзя и недооценивать ее. Только сам человек может выступать экспертом своего досуга.
    Под целями досуга понимаются представления о совокупном результате, которого хочет добиться человек в тех или иных досуговых заня¬тиях и которые осознаются им как предпочтительные, желаемые. Субъек¬тивные цели человека более специфически обусловлены, нежели цели прагматических занятий. Если в трудовой деятельности, в домашнем хозяйстве человек руководствуется в основном целями, связанными с практической пользой, экономией физических сил, материальным эф¬фектом своей работы, то цели досуга человек пытается вывести за утилитарные рамки. В конечном счете цели, безусловно, выполняют поло¬жительные или негативные функции, связанные с рекреацией, хотя сам человек видит в них возможность получить удовольствие.
    Главное в досуге – гедонистический, неутилитарный характер про¬ведения свободного времени, свобода от привычных обязанностей, реа¬лизация тех аспектов внутреннего развития, которые затруднительно осу¬ществить в других областях практики. Поэтому досуг в представлении человека контрастен рабочим будням, общественным обязательствам, домашним нагрузкам.
    Мотивы досуга имеют более сложный характер, чем цели. Если цели досуга чаще всего формулируются самим человеком, то мотивы (сово¬купность внутренних предпосылок и внешних причин) не всегда им осозна¬ются в полной мере и во всем объеме. Они могут приобретать как откры¬тый, так и неявный для других и для человека характер, оцениваться как вынужденные (внешние), так и добровольно принятые (внутренние).
    Мотивацию досуга далеко не всегда можно определить по высказыва¬ниям человека. Здесь, как правило, сложно переплетены потребности, ра¬циональные цели, бессознательные влечения, неявные желания и ком¬плексы человека. Мотивы обращения к тому или иному виду досуга ис¬ключительно разнообразны, весьма гибки, подчас прихотливы, отображая субъективные предпочтения, внешние обстоятельства, а также скрытые ус¬тановки, которые сам человек не всегда может рационально осмыслить.
    Например, врачи предписывают больному человеку провести отпуск в профильном санаторно-лечебном учреждении. Но он выбирает для от¬дыха модный курорт, где трудно найти специалиста по его заболева¬нию, уверяя окружающих, что быстро поправит здоровье. В этом слу¬чае мотивы его поведения не связаны с желанием лечиться; они в боль¬шей степени ориентированы на новые знакомства и свободу действий.
    Мотивация, направленная на обретение свободы в условиях досуга и отдыха, по мнению исследователей, одна из базовых характеристик до¬суга.
    Фактор свободы действий весьма важен для че¬ловека, позволяя ему компенсировать ее отсутствие, которое он ощуща¬ет на работе и дома, в условиях динамичной и насыщенной жизни в современных городских условиях.
    Современная наука связывает сущность досуга с одним из полюсов человеческой деятельности, носящей в целом двухфазовый характер: «усилие – расслабление», «работа – отдых», «утомляющий вид актив¬ности – восстанавливающий вид активности» и т.п. Представле¬ние об отдыхе формируется как о деятельности, имеющей многофункциональное на¬значение, приобретающей сложное содержание, многообразные формы организации.
    Современный человек чаще рассматривает досуг как личное досто¬яние, в рамках которого он реализует свободу действий. Конечно, досу¬говая деятельность актуальна для индивида, поскольку позволяет ему восстанавливать работоспособность (спорт, игры на воздухе, оздорови¬тельные занятия), расширять самосознание (обращение к искусству, фи¬лософии), самореализовываться и снимать стрессы (любительские за¬нятия, развлечения). Досуг предоставляет возможность осмыслить ин¬дивидуальные особенности: врожденные качества характера, творческий потенциал, уровень интеллектуального развития. В занятиях любимым делом, в уединении человек способен сосредоточиться на своих про¬дуктивно-волевых возможностях.
    На выбор тех или иных занятий в свободное время влияют соци¬альные моменты: мода, реклама, социальный статус. Именно на эти под¬час скрытые от самого человека аспекты выбора досуга рассчитывают организаторы развлекательных мероприятий. Поэтому вновь обратим¬ся к общественной значимости досуговой деятельности.
    Когда множество людей решают в досуге одни и те же задачи, свя¬занные с сохранением здоровья, развитием личности, умножением и раз¬нообразием социальных связей, индивидуальные потребности превра¬щаются в массовые, приобретая тем самым общественный характер и резонанс.
    Кроме того, в ходе досуговых занятий каждый человек осоз¬нает свою идентичность с культурной средой, глубже интегрируется в жизненное пространство всего общества. Поэтому особенно важно об¬ращение человека к этнонациональным видам досуговых занятий, к рек¬реационным традициям (большинство которых носит коллективный ха¬рактер), к массовым и зрелищным видам досуга, участию в праздниках, гуляньях. Общественный потенциал досуга - это оборотная сторона его индивидуальной значимости. Обе стороны нельзя отрывать друг от друга, они выступают взаимодополнительными аспектами одного и того же процесса человеческой жизнедеятельности.
    Современное общество рассматривает досуговую деятельность как самостоятельную сферу жизнедеятельности, которая тесно пересекает¬ся с такими важными сферами, как спорт и путешествия, религия и ис¬кусство, семейно-родственные отношения и быт, система социальных коммуникаций и практика массовых зрелищ, индивидуальные пристра¬стия и увлечения. По мере развития культуры свободное время и досуг также эволюционировали, интегрируя технические новинки, осваивая более эффективные организационные технологии.


    2.4 Функции культурно-досуговой деятельности

    Можно выделить следующие функции культурно-досуговой деятельности:
    - воспитательная (для детей и юношества);
    - просветительная;
    -  функция вторич¬ной социализации (то же, что воспитательная, только для взрослых);
    - оздо¬ровления психики;
        - развития внутреннего мира;
    -  расширения индивиду¬альной жизненной среды.
    Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой.

    2.5 Хобби как направление досуга

    Фактор, позволяющий добиться желаемого содержания, связан с реализацией человеком на досуге своих устремлений, воплощения собственной жизненной позиции. Это направление досуга можно обозначить как обращение человека к любимому делу (хобби). Тот, кто не в состоянии реализовать себя на работе, кого угнетает однообразие повседневного существования, в свободное время стремится восстановить баланс между напряжением и рекреаци¬ей в любимом занятии, в котором можно проявить себя с наибольшей свободой и широтой. Занятия-хобби позволяют разным людям сохра¬нять чувство самоидентичности, ощущать состояние творческого подъе¬ма, самореализации.
    В силу глубокого погружения человека в предмет увлечения хобби наделено исключительно высоким рекреационным эффектом, хотя со стороны порой может показаться, что человек занят пустяками. Однако организаторы досуга давно поняли, что такие увлечения открывают для бизнеса поистине безграничные возможности. Сейчас очень модно что-либо делать своими руками. Об этом пестрят журналы, множество передач и даже каналов посвящены этой теме.Изучив наиболее массо¬вые виды самодеятельно-досуговых занятий, они предлагают на рынке услуги и товары, которые работают на потребительский спрос.

    2.6 Развитие культурно-досуговой деятельности

    В Новое время, и особенно в эпоху Просвещения, в западных странах досуг людей использовался в формировании необходимых качеств гражданского общества. В государственной политике были выработаны приемы, стимулировавшие культурное развитие страны, а позже сформировалась целостная культурная политика с системой мероприятий и законодательно-правовых механизмов, осуществляемых органами власти с целью культурного развития как отдельных групп населения (в частности, де¬тей, подростков, юношества), так и всего общества.
    Постепенно в странах Западной Европы и Северной Америки появ¬лялись законодательные способы регламентации рабочего и свободно¬го времени на основе научных рекомендаций о сбалансированном соот¬ношении труда и отдыха, а также формировались государственные механизмы развития досуговой деятельности. В обществе помимо народно-трудовых (календарных) и религиозных праздников отмечались общегражданские праздники, связанные с политическими и обществен¬но-историческими датами. Это явилось признанием того, что праздничные отрезки времени и досуг населения способны выступать фактором осознания обществом своего национального единства и развивать у лю¬дей гражданские чувства.
    В наше время культурная политика многих государств мира, а также механизмы государственно-правового регулирования действуют в раз¬ных областях досуга в многообразных формах. Одно из важнейших на¬правлений культурной политики сводится к предоставлению равного доступа к культурным ценностям представителям всех социальных слоев и групп населения. Перераспределяя финансовые ресурсы, государство своей культурной политикой создает благоприятные условия для того, чтобы представители молодых поколений, а также социально незащищенных слоев (низкооплачиваемые работники, инвалиды, многодетные семьи, пенсионеры) могли в свободное время приобщиться к националь¬ному наследию, включиться в творческие занятия, познакомиться с со¬временными формами досуга.
    Обычно государство принимает меры по развитию и регулированию деятельности СМИ, музеев, библиотек, а также спорта, туризма, образовательной системы, направляет усилия на воспитание подрастающих поколений и т.п. Многие аспекты культур¬ной политики, включая и политику в сфере досуга, поддерживаются за¬конодательной практикой, механизмами правоприменительной практи¬ки, общественного контроля, судебного разбирательства.
    Одна из форм государственно-правового регулирования досуга свя¬зана с регламентацией деятельности бизнеса в сфере культуры и рекре¬ации, домашних и внедомашних занятий населения в свободное время
    Объем и формы государственно-правового регулирования домашнего досуга в разных странах неодинаковы. Государственная власть любого государства опирается на традиции, ориентируется на поддержку биз¬неса, а также общественных и религиозных организаций, учитывает со¬стояние общественного сознания.
    В условиях современной урбанистической среды, где жилищный фонд состоит в основном из многоквартирных домов, как правило, вы¬рабатываются законы, запрещающие шумное поведение гостей и гром¬кую музыку после определенного вечернего часа и по ночам (если это не связано с массовым праздником). В других странах законодательный и общественный запрет на отдельные виды действий или досуговых за¬нятий связан с религиозными традициями (как, например, запрет на продажу и распитие алкогольных напитков в ряде мусульманских стран).
    В любой стране сфера правового регулирования организации досуга развивается как часть экономики (социокультурный и досуговый сер¬вис) и особой разновидности бизнеса (бизнес в сфере культуры, информационного обеспечения, рекреации и т.п.). Организаторы досуговой деятельности опираются на институциональные основы и правовые механизмы, регулирующие предпринимательскую активность, хозяйственную практику в сфере культуры, рекреации и досуга. Законодательные и исполнительные структуры определяют формы собственности в сфере производства культурных продуктов, а также важнейшие прин¬ципы экономической деятельности в области социальных и культурных услуг, включая досуговые услуги. Во многих странах приняты общественно-институциональные ограничения на свободу действий потребителей и производителей услуг в условиях отдыха. Таким образом, данные механизмы формируют институционально-правовую основу раз¬вития культурной активности и досуговой деятельности граждан.











    3 СУШНОСТЬ И ЧЕРТЫ СМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
    3.1 Цели, образ действия и место СМИ в культуре
    Становление современного Запада тесно связано с духовным освобождением слова («свобода слова») и появлением технологической возможности массового создания сообщений (изобретение книгопечатания - прессы). Завоевавшая авторитет наука дала идеологии убедительный метод создания сообщений для прессы. Так возникли средства массовой информации. Они стали поставлять гражданам готовые мнения в удобной расфасовке. Свобода слова («гласность»), а шире - свобода распространения информации, есть ключевой принцип атомизированного гражданского общества и либерального порядка жизни. Принятие этой идеи было культурной и духовной мутацией колоссального значения. Это и означало переход к современному западному обществу, к Новому времени - устранение всех свойственных традиционному обществу запретов (табу) и единой (тоталитарной) этики. [1] Мы знаем это на обыденном уровне: полная гласность (например, возможность читать мысли друг друга) сделала бы совместную жизнь людей невозможной.
    Наличие этических табу, реализуемых через какую-то разновидность цензуры, является необходимым условием для того, чтобы сдерживать разрушительное действие информации ниже некоторого приемлемого, критического уровня. Цензура и художественные достоинства произведений культуры вообще связаны слабо и не так, как утверждают демократы. Быть может, есть даже обратная связь - без цензуры многие писатели и режиссеры вообще ничего путного создать не могут (пример - Эльдар Рязанов). [1] В известном смысле, установление цензуры - признак уважения к слову, признания его силы.




    3.2 Особенности СМИ в современном обществе

        Информационная революция, пришедшая на смену научно-технической, привела к созданию «нового информационного общества». Сегодня информацию считают решающим стратегическим фактором во всех сферах жизни. Никто не оспаривает тот факт, что человеческое восприятие постоянно испытывает влияние современных СМИ. По меткому замечанию, «мир превратился в гигантский экран монитора».
    С помощью СМИ общественно-политические вопросы современности, нашей повседневной жизни оказывают влияние на взгляды людей, формируют их мировоззрение. СМИ приписывают «функцию ориентации и концептуализации действительности».
    Средства массовой информации оказывают влияние не только на мировосприятие человека, но и на тип культуры сегодняшнего дня. При этом нужно учитывать, что состояние языка СМИ свидетельствует и об уровне культуры, т.к. язык - это и орудие культуры, и ее часть, и условие ее существования. Если под культурой, как это принято последнее время, понимать «систему коллективного знания, с помощью которого люди моделируют окружающий мир», то тогда следует говорить о тесной связи познания, языка и культуры. Никто не будет отрицать, что «поставщиками этого «коллективного знания» являются СМИ, а орудие его передачи - язык.
    В ситуации, когда современная художественная литература утратила былой авторитет, строительством нашего ментального пространства занимаются именно СМИ. [7]
    Как известно, культура имеет множество значений. Ее содержание составляют обычаи, нравы, законы, этикет, символы и многое другое, что возникло благодаря мышлению, сознанию и языку. Культура, по своей структуре и функциям являющаяся достаточно устойчивым образованием, сейчас испытывает воздействие со стороны механизма межкультурной коммуникации. Массовая коммуникация, распространяющая информацию на неограниченную территорию, влияет на формирование всей системы духовных ценностей и потребностей человечества.
    Все, кто воспитан на примере лучших образцов культуры, не говоря уже о специалистах в области культуры, оценивают сегодняшнюю культурную ситуацию, опираясь на некий культурный эталон. В результате вырисовывается безрадостная картина. Однако существуют и другие оценки. Так, известный российский музыкант Юрий Башмет на вопрос, как он относится к «так называемым низким жанрам искусства», ответил: «Все имеет спрос: что-то любят миллионы, что-то тысячи, а что-то - три человека. Талантливые люди в любом жанре - это замечательно. Все жанры искусства объединяет талант».
    Представляется, что гораздо полезнее вместо негативных оценок современной массовой культуры разобраться в этом феномене.

    3.3 Основные направления СМИ в культурно-досуговой деятельности

    Хотя сегодня телевидение и является по-прежнему доминирующим СМИ, мировые тенденции свидетельствуют о том, что молодежь отказывается от телевидения в пользу альтернативных - Интернет и пр. - источников информации. Проявившаяся несколько лет назад тенденция постепенного отказа от просмотра телевизора в пользу Интернета становится источником все более сильной головной боли для рекламодателей, уже привыкших считать, что только ТВ - это настоящий медийный аналог атомной бомбы.
    Правда, праздновать победу интернетчикам еще рано. По данным Netimperative, в объеме времени, выделяемом молодыми людьми на поглощение информации, телевидение все равно занимает первое место - на него приходится 31% всего затрачиваемого ими времени. Второе место занимает радио (27%), и только за ним с небольшим отрывом идет Интернет - 24%. На газеты и журналы приходится по 10% и 8% времени соответственно.
    Еще одна тенденция времени - это то, что Интернет и персональная мобильная связь принесли новые качества интерактивности для традиционных СМИ. Ведь современный зритель, слушатель, читатель уже не ограничивается ролью пассивного потребителя контента. Сегодня потребитель информации активно включается в процесс производства - доставки - потребления информации и знаний, получая технические возможности выбирать интересующую его информацию в текстовой, звуковой, визуальной или мультимедийной форме, оперативно реагировать на информацию и быть включенным в маркетинговые коммуникации, прямые продажи, электронную коммерцию непосредственно в процессе информационного потребления. [12]
    СМИ в настоящее время оказывает большое влияние на культуру. У этого влияния есть свои положительные и отрицательные стороны. Например, повышение уровня образования все более широких слоев населения тесно связанно с зарождением СМИ, т.е. с ростом тиражей печатного слова - книг, а затем журналов и газет. Но, в то же время, расширение сферы контакта населения с искусством и наукой посредством СМИ вызвало целый комплекс последствий и для всех социальных слоев и для самой культуры. Из этих последствий выделим следующие два:
    Искусство, разделенное до этого на две не слишком связанные между собой части - элитарное и массовое, стало растягиваться в шкалу, каждый участок которой с удалением от элитарного полюса адресовался все более широкому кругу “потребителей”. Малообразованные, но уже попавшие в сферу воздействия СМИ, слои населения получают свою моду, бытовой дизайн, городской романс, бульварные газеты, “романы для кухарок” и другие составляющие быстро разворачивающейся масс-культуры.
    Принцип “под клиента” заслуживает специального рассмотрения, поскольку он всегда играл важную роль и в элитарном искусстве, хотя, как правило, не был определяющим, поскольку культурный уровень заказчика заставлял его обычно считаться с ориентирами самого искусства. Однако массовому “клиенту” эти ориентиры не были понятны или даже знакомы.
    Его шкала приоритетов определялась реакциями психики на “прямое” воздействие”. Достаточно вспомнить о классическом принципе “хлеба и зрелищ”, обеспечивавшего социальный баланс на основе “прямого воздействия“ еще задолго до зарождения современных СМИ и масс-культуры. Именно таковы законы, на основе которых рынок формирует дешевую культуру под клиента с недостаточно устойчивой надстройкой и минимальным уровнем эстетических оценок. [13]
    Таким образом, СМИ играют большую роль в возникновении и развитии массовой культуры, но все сказанное выше не учитывает еще один важный фактор формирования высокой и низкой культур: социальный заказ, который еще совсем недавно считался основной силой, определяющей доминанты развития искусства и даже науки. Текущий контекст - господствующая идеология, мораль, законы - формировавший ориентиры и шкалу оценок, определялись, в конечном счете, социальным заказом.
    Высокое искусство во все эпохи должно было, прежде всего, подчеркнуть право заказчика на власть. Основной же для искусства критерий - “сделайте мне красиво” - мог рассматриваться как вторичный, поскольку:
    а) обычно является компонентом оформления величия власти
    б) более важен в тех областях, которые реже входили в основной набор атрибутов власти (литература, театр, и т.п.).
    На низкое же искусство до эпохи СМИ влиять сверху можно было скорее кнутом, т.е. запретами на нежелательные элементы, чем поощрением желательных. Появление СМИ начинает процесс становления новой массовой культуры, все больше выполняющей заказ сверху: поучительные и религиозные тексты, пропаганда незыблемости устоев, морализующие и патриотические олеографии. С какого-то этапа эволюции массовой культуры фактор рынка начинает играть все большую, а, в конце концов, основную роль, все больше отождествляя ее с китчем. При этом общие ориентиры культуры в целом остаются за высоким искусством. [11]
    Оценивая вклад СМИ в пропаганду достижений культуры, безусловно, необходимо отметить роль телерадиовещания. В 2007 г. телеканал «Культура» отметил десять лет вещания. Сегодня его аудитория - более 91 млн. потенциальных телезрителей, что составляет почти 63 % населения страны. Можно говорить о том, что «Культура» - телеканал, не имеющий аналогов в мире. Суть его деятельности можно определить одним словом -просветительство.
    Большую роль в развитии культуры играют печатные средства массовой информации. Общее количество зарегистрированных печатных СМИ в Российской Федерации составляет почти 53 тыс. наименований, то есть увеличилось более чем в 2 раза.

    Выводы
    Новая эпоха выработала новые средства воздействия на умы человечества. Этими средствами стали средства массовой информации.
    В современный период развития российского общества успешное решение политических, экономических и социальных задач все больше зависит от действия такого субъективного фактора как социальная активность личности. Средства массовой информации играют важную роль в формировании активности. О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное и устное слово, телевизионное изображение - способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.
    Средства массовой информации - мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать реципиента наилучшим образом. Особенно четко это проявляется в отношении электронных СМИ. По мере расширения технических возможностей их роль возрастает. А по эмоциональному воздействию на чувства и сознание людей они остаются пока непревзойденными и собирают самую большую аудиторию. В настоящее время значительно возросло влияние средств массовой информации на личность.
    По меткому замечанию, «мир превратился в гигантский экран монитора».
    Господствующее положение среди средств массовой информации на сегодняшний день занимает телевидение. Если в конце 70-х начале 80-х годов телевизор считался роскошью, то сегодня телевидение прочно вошло в быт, практически каждой семьи. Постепенно телевидение вытесняет газеты и журналы, серьёзно конкурирует с радио. Конкуренция с прессой объясняется появлением на телевидении новых технологий.
    В современных условиях задачи и главное предназначение средств массовой информации - стать центром общественного и гражданского согласия, способствовать сформированию у граждан России необходимого для современного цивилизованного общества уровня культуры.
    Рассмотрение федеративных и национальных отношений как предметного поля СМИ подчеркивает исключительную важность прессы, электронных средств массовой информации в качестве производительной силы в области массового сознания, как действенного участника формирования новой политической инфраструктуры. Требуются соответствующие законодательные акты, касающиеся функционирования средств массовой информации, библиотек, музеев, развития национального искусства, определяющие порядок редакционно-издательской деятельности на языках народов России.
    В период досуга человек стремится испытать положительные эмоции, сосредоточиться на конструктивных мыслях, по¬лучить качественный сервис – словом, добиться тех состояний, которые связаны с рекреационным эффектом.
    На досуге человек реализует свои устремления, воплощает собственную жизненную позицию. Это направление досуга можно обозначить как обращение человека к любимому делу (хобби). Тот, кто не в состоянии реализовать себя на работе, кого угнетает однообразие повседневного существования, в свободное время стремится восстановить баланс между напряжением и рекреаци¬ей в любимом занятии, в котором можно проявить себя с наибольшей свободой и широтой.
    Особенно важно об¬ращение человека к этнонациональным видам досуговых занятий, к рек¬реационным традициям (большинство которых носит коллективный ха¬рактер), к массовым и зрелищным видам досуга, участию в праздниках, гуляньях.
    Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой.
    Принятие этой свободного распространения информации и свободы слова было культурной и духовной мутацией колоссального значения.
    С помощью СМИ общественно-политические вопросы современности, нашей повседневной жизни оказывают влияние на взгляды людей, формируют их мировоззрение. СМИ приписывают «функцию ориентации и концептуализации действительности».





















    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Пугачев В.П "Политология. Справочник студента". М. 2001.
    2. Чачановский А.А. “Инстанция истины: СМИ и жизнь: возможность, поиск, ответственность”. М: Политиздат, 2007.
    3. Прохоров Е. П. "Введение в теорию журналистики". М.,2005, с. 47.
    4. Корконосенко С. Г. "Основы теории журналистики". СПб. 2002, с.53.
    5. Попов, В.В. Теория социально-культурной деятельности : учебно-методическое пособие для студентов отделений очного и заочного обучения / В.В. Попов, - Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2009, с.84-85
    6. Володина М.Н. Язык СМИ - основное средство воздействия на массовое сознание. //Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Учебное пособие. Издательство Московского университета, 2003.
    7. Кравченко А.И. Социология. М., 2003.
    8. Волков А.А. Филология и риторика массовой информации. // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Издательство Московского университета, 2003.
    9. Миронов В.В. Средства массовой коммуникации как зеркало поп-культуры. //Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Издательство Московского университета, 2003.
    10. М. Н. Грачев. Политическая коммуникация (Вестник РУДН, политология, 1999, № 1.
    11. Н. Луман. Власть. М., 2001.
    12. А. И. Сольвьев. Коммуникация и культура: противоречие поля политики \\ Политические исследования \\ М., 2002, № 6.
    13. А. И. Соловьев. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации \\ Политические исследования \\ М., 2002, № 3.











    КУРСОВАЯ РАБОТА
    Тема: «Социальная значимость досугового общения пожилых людей»


















    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….    4
    1    ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ…………………    6
    2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………………….    
    10
    2.1 Виды реабилитационного досуга для людей пожилого возраста……..    10
    3 ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА И ОТДЫХА ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ………………………………………………………………………..    
    15
    4 ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА У ЛИЦ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………    
    17
    5 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДОСУГА ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ………………………………………………………….    
    19
    6 ДОМ-ИНТЕРНАТ КАК УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ…………………………………..    
    21
    6.1 Организация досуга и свободного времени пожилых людей…………..    21
    6.2 Современная тенденция развития стационарных учреждений ………..    22
    ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………….....    26
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….    28











    ВВЕДЕНИЕ
    Немного статистики
    В последние годы число людей в возрасте 75 лет и старше увеличилось в 2,6 раза, а число людей в возрасте 85 лет и старше - более чем в 3 раза. Происходит процесс постарения в рамках самой старости. На первое место выходит группа 80-летних.
    По некоторым оценкам 56% проживающих в домах для престарелых страдают хроническими отклонениями в психике, вызванными старостью, и 16% - психическими заболеваниями. В домашних условиях проживают лишь 5-6% пожилых, страдающих старческим слабоумием, в стационарных учреждениях их доля гораздо выше.
    В среднем в странах организации экономического сотрудничества и развития продолжительность жизни мужчин за 30 лет увеличилась на 6 лет, у женщин - на 6,5 лет. В России же за последние 10 лет наблюдалось снижение средней ожидаемой продолжительности жизни.
    Так, по данным ООН, в 1950 г. в мире проживало приблизительно 200 млн. людей в возрасте 60 лет и старше, к 1975 г. их количество возросло до 550 млн. По прогнозам, к 2025 г. численность людей старше 60 лет достигнет 1 млрд. 100 млн. человек. По сравнению с 1950 г. их численность возрастет более чем в 5 раз, тогда как население планеты увеличится только в 3 раза.
    Уровень заболеваемости пожилых людей почти в 6 раз выше, чем молодых.
        Старость – самый тяжелый период в жизни человека и с физической, и с психологической точки зрения. Пожилые люди нуждаются в поддержке более молодых и трудоспособных членов общества, поскольку не в состоянии обеспечивать собственные потребности.    
    Общество обязано позаботиться о решении всех проблем, связанных с комплексом социального обеспечения и досуга пожилых людей.
        В данной работе рассматриваются следующие вопросы:
    1. Пожилые люди как социальная общность.
    2. Понятие досуга и досуговой деятельности
    3. Основные направления досуга пожилых людей.
    4. Социально-психологическое положение пожилых людей.
    5. Организация досуга и свободного времени пожилых людей.
    6. Дом-интернат как учреждение социального обслуживания пожилых людей.
    7. Организация социальной адаптации пожилых людей как социальная проблема.
    Также в работе проводится исследование и анализ опыта работы по адаптации пожилых людей в современном обществе посредством реализации системы досуговой деятельности.


















    1    ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ

    Престарелых следует рассматривать как:
    - неотъемлемую часть населения;
    - контексте групп населения, таких как женщины, молодежь, инвалиды и рабочие-мигранты;
    - важный и необходимый элемент процесса развития на всех уровнях в данном обществе.
    Политика и мероприятия, направленные на улучшение положения стареющих, должны обеспечивать пожилым людям возможность в удовлетворении потребности проявить себя как личность, что в более широком смысле может быть определено как удовлетворение, полученное в результате достижения личных целей, устремлений и осуществления потенциальных возможностей. Важно, чтобы политика и программы, касающиеся стареющих, создавали возможности для самовыражения путем их участия в различных сферах жизни, создающих им личное удовлетворение и приносящих пользу семье и обществу.
    Основными сферами деятельности, в которых пожилые люди находят удовлетворение, являются следующие:
    - участие в жизни семьи и поддержание родственных связей, добровольные услуги обществу;
    - постоянное совершенствование путем самообразования и обучения в учебных заведениях;
    - самовыражение в искусстве и ремеслах;
    - участие в различных общественных организациях и организациях для престарелых;
    - религиозная деятельность;
    - отдых и путешествия;
    - работа неполный рабочий день;
    - участие в политической деятельности в качестве хорошо осведомленных граждан.
    Повышение уровня и качества жизни пожилых людей как важное условие совершенствования образа жизни в пожилом возрасте - сложный комплексный процесс, в ходе которого достигается состояние физического и духовного здоровья, удовлетворенность условиями жизни, высокая обеспеченность необходимыми материальными, духовным, культурными и социальными благами, устанавливаются гармоничные отношения пожилых людей с социальным окружением.
    Общественность в целом должна быть информирована по вопросам, касающимся обращения с пожилыми, которым необходим уход. Самих пожилых людей следует обучать самообслуживанию.
    Лица, работающие с пожилыми людьми дома или в специальных заведениях, должны получить основную подготовку для выполнения этих задач, причем особое внимание должно уделяться участию пожилых лиц и их семей, а также сотрудничеству между работниками здравоохранения и социального обеспечения различных уровней.
    Медицинские работники и учащиеся, осуществляющие уход за людьми (например, медики, сестры, работники социального обеспечения и т. д.), должны пройти подготовку, чтобы овладеть принципами и навыками в соответствующих областях геронтологии, гериатрии, психогериатрии и ухода за престарелыми.
    Основной принцип ухода за престарелыми должен заключаться в том, чтобы обеспечить им возможность вести независимый образ жизни в рамках общества как можно дольше.
    Общество должно в максимальной степени развивать медицинские и другие сопутствующие службы. Эти службы должны включать широкий ряд амбулаторных служб, таких как дневные центры по уходу, амбулаторные клиники, дневные больницы, медицинское обслуживание и приходящие сестры и услуги на дому. Всегда должны иметься чрезвычайные службы. Уход в специальных учреждениях всегда должен отвечать потребностям пожилых людей.
    Службы социального обеспечения могут являться инструментами национальной политики и должны преследовать цель максимального выполнения престарелыми социальных функций. Они должны иметь местную базу и предоставлять широкий диапазон услуг в области профилактики, лечения и развития стареющих людей, с тем чтобы они могли вести максимально возможную независимую жизнь в своем собственном доме и в своем общественном коллективе, оставаясь активными и полезными гражданами.
    Целью служб социального обеспечения должно быть создание, расширение и поддержание активности и полезности престарелых как в общественном коллективе, так и для него в течение максимально длительного срока.
    Официальные и неофициальные организации должны принимать во внимание особые нужды престарелых и учитывать их в нынешних программах и в планах на будущее. Следует признать и поощрять важную роль, которую могут играть кооперативы в предоставлении подобных услуг. В таких кооперативах могли бы также принимать участие престарелые либо в качестве полноправных членов, либо в качестве консультантов.
    Вовлечение молодых людей как в обеспечение услуг и ухода, так и в осуществление мероприятий в интересах престарелых, и совместно с ними должно поощряться для укрепления связи между поколениями. Следует в максимально возможной степени развивать взаимную самопомощь среди здоровых и активных пожилых людей и помощь с их стороны своим менее благополучным сверстникам, а также, по возможности, привлечение престарелых к выполнению в течение части дня неофициальных функций.
    При составлении и реализации социально-культурных программ для пожилых следует учитывать не только проблемы, но и особенности данной категории. Известно, что представители данной социальной группы обладают повышенной социальной активностью - они инициативны, хотят самостоятельно действовать и принимать решения, делиться своим жизненным опытом. Поэтому в содержании проекта, адресованного данной аудитории, необходимо предусмотреть возможность максимального использования творческих возможностей и способностей пожилого человека.
    Однако следует учитывать, что в способах и интенсивности проведения досуга лица пожилого возраста условно делятся на две противоположные группы: во-первых, есть группа с высокой потребностью в общественной работе и социально-ориентированных формах проведения досуга - для них эта деятельность выполняет компенсаторные функции, позволяя человеку в период смены социальных ролей поддерживать чувство собственной значимости. Для большей же части пенсионеров характерны пассивные формы проведения досуга (чтение, телевизор). Кроме этого следует отметить акцентированную потребность в признании, стремление получить от других одобрение и поддержку, подтверждение своим давно сформировавшимся взглядам и позициям.
    Актуальными проблемами данной категории являются: утрата смысла жизни и сужение сферы социальных контактов и круга общения, вызванные потерей социального статуса в связи с уходом на пенсию; кризис ценностей, вызванный экономическими и политическими катаклизмами в обществе; ухудшение физического и психического самочувствия; повышенная конфликтность в общении с представителями молодого поколения, проявляющаяся в несовпадении ценностей, идеалов, жизненных принципов Депрессии, неуверенность в будущем, постоянное ожидание нежелательных перемен делает эту социальную группу, по мнению специалистов, маргинальной, которая отличается от других категорий неопределенностью социального статуса и большей неудовлетворенностью своей жизни. Кроме того экономическая несостоятельность, вызвана потерей части доходов, приводит к резкому сокращению культурных контактов и снижению культурной активности. [1]
    2    ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

    Досуговая активность выступает важным направлением отношений пожилых людей и развития их социальных связей с обществом. Где-то считают целесообразным проведение досуговых программ после завтрака, где-то – перед ужином. Групповые и массовые формы досуга занимают около 3 часов. Остальное время предназначено для индивидуальных и мелкогрупповых форм досуга. Все оставшееся время может быть посвящено чтению, просмотру телепередач, фильмов, прослушиванию радиопрограмм.
    Польза правильно организованного досуга очень значительна для улучшения психического состояния пожилого человека;
    - поднимается настроение;
    - успокаивает;
    - пробуждает оптимизм;
    - дает чувство удовлетворенности жизнью.

        2.1 Виды реабилитационного досуга для людей пожилого возраста

    Можно выделить следующие виды реабилитационного досуга:
    - библиотерапия;
    - изотерапия;
    - музыкотерапия;
    - игровая терапия;
    - глинотерапия;
    - гарденотерапия;
    - спорт, активный отдых и туризм.
    Рассмотрим отдельно каждый вид.
    Библиотерапия – специальное коррекционное воздействие на человека с ограниченными возможностями с помощью чтения специально подобранной литературы. Цели, которые преследует этот вид досуга заключается в нормализации или оптимизации психического состояния человека.
    Реабилитационная направленность осуществляется посредством художественного чтения, дискуссий, литературных вечеров, встреч с персонажами произведений и их авторами, тренинг-конкурсы на скорочтение, литературные и поэтические клубы, выставки книг, регулярной работы читального зала и абонемента библиотеки.
    Реабилитационное воздействие чтения проявляется в восполнении недостатка собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства человека для восстановления его душевного равновесия.
    Библиотерапия может проводиться индивидуально и в группе. Второе предпочтительнее, так как участники могут обсуждать творчество друг друга, общаться с людьми.
    Изотерапия. Если библиотерапия – это терапия литературным творчеством, изотерапия – художественным. Этот вид терапии находится на стыке медицины, психологии, педагогики, культуры, социальной работы. Он используется  в целях комплексной реабилитации и направленный на устранение или уменьшение нервно-психических расстройств, восстановление и развитие нарушенных функций, навыков, формирование способностей к игровой, образовательной, трудовой деятельности в процессе занятий. Основной задачей является восстановление индивидуальной и общественной ценности пожилых людей. Арттерапия - это реабилитационная технология, основанная на применении средств искусства и используемая психологами, дефектологами, аниматорами, педагогами и другими специалистами в целях реабилитации людей с ограниченными возможностями. Через рисунок человек может выразить свое внутреннее состояние, свои ощущения и переживания. Например, по тональному и цветовому решению, ритмике и композиции рисунка, по выбору персонажей, сюжета можно судить о наличии тех или иных проблем в психике и мироощущениях человека. Занятия могут отличаться по тематике, форме, методам воздействия, используемым материалам.
    Музыкотерапия – это вид социокультурной реабилитации, в котором используются разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно- оздоровительной коррекции личности больного, развития его творческих способностей, расширения кругозора, активизации социально-адаптивных способностей. Известно, что музыка часто соответствует уже имеющемуся настроению или способна менять его в позитивную сторону. Основными задачами музыкотерапии является стимуляция потенциальных возможностей, преодоление трудностей социальной адаптации в соответствии с возможностями пациента.
    Двигательная активность под музыку усиливает обмен веществ в организме, повышает общий тонус, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы, регулирует нервную деятельность, развивает физические способности, музыкальное воспитание. Это один из важнейших факторов в процессе реабилитации и социальной адаптации пожилых людей. Слушание музыки и пения требуют от пожилого человека определенного умственного, физического и психического напряжения. Поэтому целесообразно постоянно переключать его внимание на разные виды музыкальной деятельности. Игра на погремушках, трещотках, музыкальных молоточках, металлофоне, дудочках связана с развитием мелкой моторики пальцев рук, координацией слуха и движений.
    Игровая терапия – это комплекс реабилитационных игровых методик. Является уникальным средством комплексной реабилитации. Может выполнять функции социализации, развития, адаптации, релаксации, рекреации и др. К видам направленной игротерапии относятся:
    - познавательные и развивающие игры;
    - настольные и компьютерные игры;
    - конкурсы, соревнования, турниры, подвижные игры.
    Глинотерапия - эффективный способ реабилитации, имеющий в своей основе работу с пластическими материалами (глина, пластилин, тесто и т.п.) Издавна известно о лечебных свойствах глины. Замечено, что гончары, много работающие с вышеуказанным материалом, никогда не имели заболеваний суставов, не знали, что такое отложение солей, гипертония и др. Глина обладает антисептическими, адсорбирующими свойствами. Показателями реабилитационной эффективности глинотерапии служат развитие интеллекта, мелкой моторики, овладение навыками профессионального мастерства.
    Гарденотерапия - это особое направление психосоциальной, профессиональной реабилитации при помощи приобщения к работе с растениями. Практика показывает, что пожилые люди с удовольствием выращивают растения и ухаживают за ними. Особое эмоциональное настроение, связанное с выполнением необходимой работы, психически успокаивает. Гарденотерапию можно применять совместно с элементами других технологий социокультурной деятельности - музыко-, изо-, библиотерапией, фото, дизайн, оригами.
        Спорт, активный отдых и туризм являются важными факторами в процессе реабилитации и адаптации пожилых людей. Движения, упражнения и спорт поддерживают и восстанавливают физическое и душевное состояние пациентов. Кроме того, у пожилых людей уменьшаются осложнения, вызванные недостатком физической активности. Считается, что туризм более легок для пожилых, чем спорт, и именно туризм становится первым шагом в начале интенсивной и систематической физической активности пациентов.
    Очень важна профилактическая и реабилитирующая роль туризма, когда существует кризис адаптации, растет число психосоматических заболеваний, увеличивается число людей с инвалидностью. Туризм оказывает большое влияние на оздоровление пожилых людей, так как является фактором, противодействующим гипокинезии (малоподвижному образу жизни), которая отрицательно влияет на здоровье и психику. Люди, вышедшие на пенсию, могут использовать свободное время, участвуя в общественной работе, осуществляя различные социокультурные программы и проекты, в том числе и туристические. Для пожилого человека туризм предоставляет реабилитационные возможности, повышая интерес к жизни и увеличивая жизненную активность. Основными функциями туризма с социальной точки зрения являются: компенсаторная, восстановительная, реабилитационная. Развитие социального туризма, разработка туристских программ с учетом доступности для людей со специальными нуждами - все это создает равные возможности для осуществления права на отдых, для приобщения к культурным ценностям. Туризм становится стилем жизни современного человека, в том числе и многих пожилых людей.
    Для эффективного использования туризма в социокультурной реабилитации пожилых людей необходимо соблюдать следующие правила:
    - вид туризма подбирается в зависимости от имеющихся физических нарушений и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
    - учитывать персональный интерес, желание, финансовые возможности, место проживания, ожидаемые реабилитационные результаты;
    - обеспечение безопасности для туристов и окружения;
    - программа включает осмотр достопримечательностей;
    - наличие некоторой физической подготовки, психологической готовности к трудностям;
    - планируемые нагрузки должны быть адекватны состоянию здоровья.






    3 ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА И ОТДЫХА ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
    Для правильной организации досуга и отдыха пожилым необходимо выполнить следующие требования.
    1. Выяснить интересы пожилого человека. Пожилому пациенту нужно помочь определиться в выборе формы досуга, так как многие люди не имеют возможности разобраться в этом вопросе. Не исключено, что в силу своего положения пожилые имеют лишь ограниченные представления о формах свободного времяпрепровождения, их доступности. Прежде чем предлагать пожилому человеку какие-либо мероприятия, следует внимательно изучить интересы пациента, показать ему варианты возможных форм отдыха, посоветоваться с членами его семьи или друзьями пациента.
    2. Расширить представления об отдыхе пожилого пациента, делясь с ним опытом и обсуждая его проблемы.
    3. Не ущемлять интересы пациента.
    4. Оценить прошлые и настоящие интересы и наклонности пациента.
    5. Определить основные особенности деятельности, выбранной пациентом.
    6. Определить способы модификации и адаптации пациента, чтобы облегчить его участие в проведении досуга и отдыха.
    Основными занятиями пожилых являются физические упражнения, экскурсионный туризм, прогулки, посещение кинотеатров, театров, концертных залов, выставок, чтение книг, просмотр телепередач, встречи с родственниками и друзьями, ухаживание за растениями и животными.[2]
    Однако не все виды досуга и отдыха приемлемы для пожилых людей с ограниченной подвижностью. В этом случае нужно помочь пациенту определиться в выборе формы досуга, внимательно изучить его интересы и наклонности, определить способы модификации и адаптации больного для облегчения его участия в проведении досуга и отдыха. Некоторые формы досуга могут помочь пожилому человеку в восстановлении утраченных функций в результате старости или болезни. Например, составление картинок с использованием мозаики или пазлов развивает внимание, память и мелкую моторику рук, что особенно важно при параличах верхних конечностей. В качестве досуга для лежачего больного можно рекомендовать легкую ручную работу, например, вязание крючком или спицами, вышивание, рисование, написание писем (если больной к этому способен).
    Часто единственным и доступным для больного является чтение, что оказывает лечебное воздействие на психику больного. Просмотр телепередач или слушание радио, особенно музыкальных программ также можно использовать в качестве досуга. Разведение и уход за комнатными растениями является наиболее распространенным и приятным видом досуга для стариков, которые не могут выходить из дома. Мелкие домашние животные, например, птицы или кошки, могут скрасить жизнь тяжелобольного человека. Встречи с родственниками, друзьями, разговоры по телефону являются основными занятиями для больных с ограниченной подвижностью. В качестве досуга можно использовать различные игры. Они помогают в освоении различных знаний и навыков. Игры способствуют развитию координации движений, прививают навыки, необходимые в быту.
    Для тех, кто вынужден оставаться дома, можно использовать настольные игры (шахматы, шашки), математические, компьютерные игры и др.







    4    ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА У ЛИЦ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

    Проблемы, которые могут возникнуть при организации досуга и отдыха у лиц пожилого и старческого возраста, носят следующий характер:
    1. Ограничение рамок досуга из-за финансовых, транспортных и других проблем, а не вследствие сниженных возможностей.
    2. Степень доступности общественного досуга и отдыха для лиц пожилого возраста.
    3. Возрастные ограничения в возможности развивать навыки и способности, необходимые для проведения досуга и отдыха, а также в возможности развивать эти качества с учетом адаптации к новым жизненным условиям после выхода на пенсию.
    Социокультурная реабилитация больных, инвалидов и пожилых - это система организационных приемов и методов воздействия средствами культурно-досуговой деятельности и/или предоставления услуг, применяемых с целью оказания им помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями.
    Термин «технологии социокультурной реабилитации» включает две составляющие: «социальное» и «культурное». «Социальное» указывает, что данная технология обращена к личности человека с ограниченными возможностями и предполагает достижение положительных изменений его образа жизни. Понятие «культурное» обозначает те средства, с помощью которых пожилой человек проявляет и реализует свой духовный, творческий потенциал. «Социальное» предполагает выход пожилых на такой уровень компетенции, который позволяет им вступать в обычные социальные контакты и взаимодействия. «Культурное» - подразумевает наполнение процесса реабилитации конкретным культурным содержанием, освоение пациентами культурных ценностей, норм и традиций, указание на качество и сферу проявления их культурной активности, на результаты их творчества в процессе их социокультурной деятельности. «Социальное» предусматривает различные формы взаимодействия пожилых между собой и с окружающей их средой, а «культурное» предполагает получение определенных результатов этого взаимодействия. [2]
    Сложной, мало изученной и далеко не решенной с практической точки зрения является проблема адаптации пожилого человека в доме-интернате. Необходимость подчинить свои жизненные интересы и поведение новым условиям и распорядку работы учреждения, иногда невнимательное или излишне покровительственное отношение персонала ухудшают и без того неустойчивое нервно-психическое состояние пожилого человека.
    Вопросы подготовки пожилого человека к поступлению в учреждения социального профиля, его информирование об образе жизни в этом учреждении должны быть в центре внимания родственников, врачей и работников социального обеспечения. Необходимо поддержать у пожилого человека чувство собственного достоинства, предоставить ему большую свободу в таких действиях, как выбор соседа по комнате, столу, вправе перевезти в дом-интернат часть любимых вещей и мебели. Проживающим в домах-интернатах желательно создать условия для хранения некоторых продуктов (фруктов, кондитерских изделий и т.п.) для приготовления чая, предоставить возможность иметь свои полки с книгами. Это поможет избежать ощущения резкой перемены жизни и потери самостоятельности.






    5 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДОСУГА ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

    При планировании досуга и отдыха приоритет принадлежит развивающим технологиям, связанным с вовлечением пожилых людей в различные виды художественного, технического и прикладного творчества. Они оказывают на них социализирующее влияние, расширяют возможности для самоутверждения и самореализации, социальной адаптации.
    В распоряжении специалистов по реабилитации имеются игровые и развлекательно-игровые (подвижные, малоподвижные, театрализованные и др.), художественно-зрелищные, диалогические (показ, рассказ, пересказ, объяснение, иллюстрирование), репродуктивные и творчески развивающие (тренинг, импровизация), обучающие (упражнения, повтор), проблемно-поисковые, информационные и другие технологии.
    Культурно-досуговая деятельность пожилых людей включают в себя:
    - занятия художественным, прикладным, техническим творчеством;
    - досуговые праздники, обряды, конкурсы, фестивали;
    - спорт, активное движение, экскурсии, игры;
    - деловые, коммерческие, логические, интеллектуальные игры и занятия;
    - спокойный пассивный отдых (чтение, просмотр телепередач, слушание радио и др.).
    Досуг и отдых направлены на реабилитацию пожилых людей путем достижения жизненно важных для них целей. Разнообразность целей, возникающих в реабилитационном процессе, связана с определенными типами функциональных нарушений (сенсорные дефекты, нарушения опорно-двигательного аппарата, некоторые органические заболевания и т.д.).
    При организации культурно-досуговой деятельности, направленной на реабилитацию пожилых людей, следует учитывать:
    - личность самого человека;
    - отношения и контакты пожилых людей с окружающей средой и, прежде всего, с семейной микросредой;
    - культурно-досуговые формы и методы, активно влияющие на личность пожилого человека, на его социальную реабилитацию и положение в обществе.
    Предназначение досуговых технологий - помочь пожилым освоить навыки общения, необходимые для адаптации в социокультурном окружении. Существуют психологические закономерности, ускоряющие интеграционные процессы в общество, социальную адаптацию. Важно уметь выбрать и предложить пациенту такое интересное занятие, которое не позволяло бы ему сосредоточиться на своих болезненных ощущениях и переживаниях. Чаще всего такие занятия связаны с прикладным художественным и техническим творчеством, а также с более пассивными видами деятельности - чтением, просмотром телепередач, слушанием радио и так далее. Благодаря им у пожилых людей улучшается самочувствие, облегчается болезненное состояние.
    Высокую эффективность показывают индивидуальные программы самореабилитации, включающих в себя систему разнообразных специальных тренингов, чередующих умственные и физические нагрузки, интенсивность которых возрастает по мере улучшения состояния пожилого пациента. Даже механическое заучивание и использование стереотипных наборов действий, необходимых в стандартных культурных ситуациях, дает человеку возможность обрести определенную степень самостоятельности. [3]





    6 ДОМ-ИНТЕРНАТ КАК УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
    6.1 Организация досуга и свободного времени пожилых людей

    Среди учреждений социального обслуживания пожилых людей особое место занимают стационарные учреждения системы социальной защиты населения, основным видом которых являются дома-интернаты. Развивая и совершенствуя деятельность служб социальной помощи престарелым и инвалидам, органы социальной защиты проявляют постоянную заботу о создании более комфортных условий для жизнедеятельности пожилых людей в стационарных учреждениях. Дома-интернаты предоставляют возможность престарелым и инвалидам находиться там не только постоянно, но и временно, в них вводится недельное и дневное пребывание. С появлением центров социального обслуживания, реабилитационных центров, отделений социальной помощи на дому и дневного пребывания несколько изменяются функции, объём и некоторые аспекты деятельности стационарных учреждений.
    Практика показывает, что в домах-интернатах для престарелых и инвалидов обеспечивается медицинское обслуживание, осуществляется целый ряд мероприятий реабилитационного значения: трудовая терапия и трудовая занятость, организация досуга и т.п. Здесь проводится работа по социально-психологической адаптации пожилых людей к новым условиям, включая информирование о доме-интернате, проживающих в нем и вновь прибывших, об оказываемых услугах, наличии и расположении медицинских и других кабинетов и др. Изучаются особенности характера, привычек, интересов поступающих пожилых людей, их потребности в посильной трудовой занятости, их пожелания в организации досуга и т.п. Все это имеет важное значение для создания нормального морально-психологического климата, особенно при расселении людей на постоянное место жительства и предотвращения возможных конфликтных ситуаций. [4]

    6.2 Современная тенденция развития стационарных учреждений

    Однако функционирование домов-интернатов как одной из основных стационарных форм социального обслуживания престарелых связано с целым рядом серьезных проблем. Среди них: степень удовлетворения потребности в домах-интернатах, качество обслуживания в них, создание соответствующих условий для проживания и т.д. С одной стороны сохраняется очередь пожилых граждан, желающих поступить в стационарные учреждения социального обслуживания, с другой стороны, пожилые люди все больше проявляют желание жить в привычной для них обстановке.
    Одной из новых форм социального обслуживания является развитие сети специальных домов для одиноких пожилых граждан и супружеских пар, которые сохранили полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждаются в создании условий для самореализации своих основных жизненных потребностей.
    Основная цель создания таких домов - обеспечение благоприятных условий проживания и самообслуживания, предоставление проживающим престарелым гражданам социально-бытовой и медицинской помощи, создание условий для активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности.
    Специальные дома для одиноких престарелых могут быть построены как по типовому проекту, так и располагаться в переоборудованных отдельных зданиях или части многоэтажного дома. Они состоят из одно-двухкомнатных квартир и включают в себя комплекс служб социально-бытового назначения, медицинский кабинет, библиотеку, столовую, пункты заказов на продовольственные товары, сдачу белья в прачечную или химчистку, помещения для проведения культурного досуга и для трудовой деятельности. Они оснащаются средствами малой механизации для обеспечения самообслуживания проживающих граждан. При таких домах организуются круглосуточные действующие диспетчерские пункты, обеспеченные внутренней связью с жилыми помещениями и внешней телефонной связью.
    Граждане, проживающие в таких домах, получают пенсию в полном размере, имеют право на первоочередное направление в стационарные учреждения.
    Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения, конфликты проживающих в условиях стационарных учреждений социального обслуживания относится к группе высокого риска. Среди клиентов этих учреждений: очень старые люди (80 - 90 лет и старше); престарелые женщины, особенно одинокие и вдовы; престарелые пары, страдающие тяжёлыми заболеваниями или физическими недостатками. Дом-интернат является той социальной средой, в которой многие престарелые люди живут долгие годы. От организации всей жизни учреждения, его вместимости, расположения, планировки, обстановки, от организации досуга и занятости, социально-медицинской помощи, степени контактов живущих с внешним миром зависит состояние физического и психологического здоровья пожилого человека. [4]
    Современная тенденция развития стационарных учреждений социального обслуживания такова, что социальные аспекты (умение клиентов адаптироваться и жить в социуме, решение задач социальной реабилитации клиентов, организация досуга) приобретают особую значимость. В первую очередь это связано с тем, что значительно возросли требования к условиям и качеству жизни пожилых людей и людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
    Сложной, мало изученной и далеко не решенной с практической точки зрения является проблема адаптации пожилого человека в доме-интернате. Необходимость подчинить свои жизненные интересы и поведение новым условиям и распорядку работы учреждения, иногда невнимательное или излишне покровительственное отношение персонала ухудшают и без того неустойчивое нервно-психическое состояние пожилого человека.
    Вопросы подготовки пожилого человека к поступлению в учреждения социального профиля, его информирование об образе жизни в этом учреждении должны быть в центре внимания родственников, врачей и работников социального обеспечения. Необходимо поддержать у пожилого человека чувство собственного достоинства, предоставить ему большую свободу в таких действиях, как выбор соседа по комнате, столу, вправе перевезти в дом-интернат часть любимых вещей и мебели. Проживающим в домах-интернатах желательно создать условия для хранения некоторых продуктов (фруктов, кондитерских изделий и т.п.) для приготовления чая, предоставить возможность иметь свои полки с книгами. Это поможет избежать ощущения резкой перемены жизни и потери самостоятельности.
    В последнее время существенно меняются требования к организации всей работы домов-интернатов, что обусловлено:
    - резким «постарением» контингента этих учреждений, в первую очередь за счет поступающих, находящихся в более старшем возрасте;
    - увеличение среди них числа тяжелобольных;
    - изменением социального состава поступающих, большинство из которых получают пенсию;
    - повышенными требованиями к уходу, медицинскому и другим видам обслуживания.
    Значительно изменились причины, побуждающие пожилых людей поступать в дома-интернаты. Основная причина - это ухудшение состояния здоровья и потребность в постоянной медицинской помощи и уходе. Такое положение, несомненно, способствует тому, что дома-интернаты для престарелых превращаются из учреждений социального обеспечения в гериатрические, предоставляющие значительный объем медицинской помощи.
    Социальная работа в домах-интернатах малой вместимости включает в себя следующее:
    - проведение социальной диагностики;
    - организация занятости проживающих;
    - работа по сохранению общественно-полезной активности;
    - создание благотворительного микроклимата;
    - поддерживание семейных связей и контактов;
    - организация содержательного досуга.
    Таким образом, важным направлением организации досуга пожилых людей, в условиях дома-интерната малой вместимости, является целенаправленная работа по вовлечению пожилых людей в общение, развитию социальных контактов, созданию социально-психологического климата, обстановки.

















    ВЫВОДЫ

    Свою специфику имеет досуг пожилых людей. Организаторы досу¬га должны учитывать их предпочтения, особенности психологии и здо¬ровье. В этом возрасте люди нередко связывают цели отдыха с рекреа¬ционными нуждами, высоко ценят устоявшиеся социальные связи. Но привычки и целевые ориентации не должны стать непреодолимым пре¬пятствием для организации новых видов досуга среди пожилых людей. В мировой практике немало досуговых инноваций появлялось в рамках этих возрастных групп.
    Досуг и отдых пожилых людей могут включать следующие виды деятельности:
    - спорт или разнообразная физическая активность (роль зрителя, участника, тренера или какая-либо другая организационная деятельность);
    - художественная деятельность (живопись, рисование, литературное творчество);
    - поделки (вышивание, вязание, плетение различных изделий и другое ручное творчество);
    - забота о животных;
    - хобби (разнообразная деятельность по интересам);
    - посещение музеев, театров, галерей, экскурсии;
    - игры (настольные игры, компьютерные игры)
    - развлечения (просмотр телепередач, фильмов, чтение литературы, прослушивание радиопередач);
    - общение с другими людьми (телефонные разговоры, написание писем, приглашений, организация и посещение вечеров и других развлекательных мероприятий).
    Старость – самый тяжелый период в жизни человека и с физической, и с психологической точки зрения. Пожилые люди нуждаются в поддержке более молодых и трудоспособных членов общества, поскольку не в состоянии обеспечивать собственные потребности.    
    Общество обязано позаботиться о решении всех проблем, связанных с комплексом социального обеспечения и досуга пожилых людей.
    Значительно изменились причины, побуждающие пожилых людей поступать в дома-интернаты. Основная причина - это ухудшение состояния здоровья и потребность в постоянной медицинской помощи и уходе. Такое положение, несомненно, способствует тому, что дома-интернаты для престарелых превращаются из учреждений социального обеспечения в гериатрические, предоставляющие значительный объем медицинской помощи.
    Таким образом, важным направлением организации досуга пожилых людей, в условиях дома-интерната малой вместимости, является целенаправленная работа по вовлечению пожилых людей в общение, развитию социальных контактов, созданию социально-психологического климата, обстановки.
















    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    1. Александрова М.Д. Отечественные исследования социальных аспектов старения // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.55-56.
    2. Александрова М.Д. Старение: социально-психологический аспект // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.177-182.
    3.Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Особенности самооценки в позднем возрасте // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.135-148.
    4. Веселкова И.Н., Землянова Е.В. Проблемы здоровья и медико-социального обслуживания пожилых людей // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.289-294.
    5. Дементьева Н.Ф. Методологические аспекты социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслуживания // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.279-283.
    6. Киселёв С.Г. О некоторых вопросах организации досуга пожилых людей в Российской Федерации. - Самара, 2006. - 120 с.
    7. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. - М: МГУКИ, 2004. - 539 с.
    8. Козлов А.А. Социальная геронтология: Учебно-методическое пособие. -М., 2005. - 332 с.
    9. Словарь-справочник по социальной работе. / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: «Юристъ», 2006. - 670 с.
    10. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: Учебное пособие. - Изд.2-е - М МГУКИ, 2003. - 296 с.

    для покупки работы нужно авторизоваться
    Для продолжения нажмите Войти, Регистрация


     
    Горящие заказы
    кр инф е системы ехель
    Исполнителям
    olga_1309 Спасибо большое, быстро выполнена работа.  
    Egor_196 Подвел исполнитель. Работу не прислал. Кормит обещаниями. Зря потраченное время    
    Руслан63 Большое спасибо за проделанную работу!  
    DenisChigrev Денис, спасибо за всё! Справился  с работами в короткие сроки! Всё сделал качественно, вовремя, ещё раз спасибо, Вы-самый классный исполнитель!  
    Masha83 Большое спасибо! Буду рад продолжению сотрудничества!  
    Kramer Взялась за срочную работу, потом еще подтвердила, что пришлет ночью. В итоге работы нет и даже на сайт не зашла, чтобы что-то ответить((    
    _Любовь_ Благодарю за качественное выполнение заказа, буду рад работать с Вами еще!  
    c264 Большое спасибо за оперативное выполнение!  
    374818 Constантин Все кратко и по делу! Крутой дядька! Рекомендую!  
    tango Большое спасибо за работы!  
    Новые отзывы
    Программистам Дизайнерам Сайты Сервис Копирайтерам Файлообменики Заработок Социальная сеть Статистика
  • Советы и статьи
  • Основы программирования
  • Веб-программирование
  • Soft, программы
  • Статьи, Советы
  • Форум дизайнеров
  • Soft дизайнеров
  • С чего начать?
  • Создание сайтов
  • Раскрутка сайтов
  • CMS системы, магазины
  • Домены, Хостинг
  • Soft, программы
  • Безопасные сделки
  • Менеджеры
  • Личные авторы
  • Личные исполнители
  • CМС Уведомления
  • Email Уведомления
  • СМС пользователям
  • Емэйл и СМС Рассылки
  • Объявления Уведомления
  • Публикация картинок
  • Сокращение ссылок
  • Статьи и Советы
  • Seo
  • Soft, программы
  • Файлообменник бесплатный
  • Обзор файлообменников
  • Заработок на
    файлообменниках
  • Статьи и Советы
  • Облачные хранилища
  • Сайт помощи студентам
  • 2х уровневая реферальная
    программа
  • Удаленное создание заказов
  • Форум о Заработке
  • Статьи, советы
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Лучшие
  • Пользователей: 334710
  • Исполнителей: 7633
  • Заказано работ: 374222
  • Выполнено на заказ: 132263
  • Готовых работ: 176591
  • В библиотеке:2439
  • Полная Статистика
  • контрольные по экономике считаем быстро и дешево.
      Доклад   Диплом  Диссертация  Курсовая  Отчеты по практике  Контрольная  Реферат  Решение задач  Лабораторная  Презентация  Бизнес-планы  Эссе  Отзывы и рецензии   Монография   Чертежи   Перевод   Набор текста, формул   Онлайн