Политический портрет Максимили
Введение
Революция, как политический феномен представляет большой интерес не только для истории, но и для современности, поскольку революции не происходят внезапно, и эта проблема актуальна для всех стран.
Личность Максимилиана Робеспьера не отделима от революции и в свою очередь повлиявшая на ее ход. «Черная легенда» Робеспьера возникла на следующий же день после 9 термидора и представляла собой первую, тогда еще примитивную и эмоциональную попытку, истолковать одновременно и Террор, и личность Робеспьера: «чудовищная система» была неотделима от «тирана», а сам он представлялся «монстром», управлявшим страной по колено в крови.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что с изменением идеологии, взгляды на исторические события меняются. В связи с чем изменяется отношение к политическим деятелям, когда-то считавшимися «тиранами», но в конечном счете оказавшимися людьми, отчаянно искавшими путь к спасению, пускай и не самыми объективными методами.
Хотелось бы заметить, что довольно давно не появлялось новых документов, касающихся Максимилиана Робеспьера. Как это происходит и с другими великими историческими деятелями, поводом для научных дискуссий, связанных с постановкой новых проблем или изменением исторической перспективы, служит комплексный анализ этой фигуры. Очевидно, что немало проблем возникает и при изучении якобинской диктатуры. Вне всякого сомнения, Революция не сводится к этому событию, точно также, как и роль Робеспьера в истории Революции не сводится к роли «террориста». Тем не менее, революция и Робеспьер неразделимы: размышлять по поводу одного неминуемо означает анализировать и другое.
Проблема силового насаждения политических решений актуальна, в той или иной степени, для всех стран, глобальный мировой терроризм, внутригосударственная политическая борьба, кроме того, силовой метод решения проблемы лежит в основе решения даже некоторых простых межличностных отношений.
Объектом исследования является личность Максимилиана Робеспьера как политического деятеля Великой французской революции.
Предметом исследования являются революционная деятельность Максимилиана Робеспьера и его идейно-правовых взгляды на процесс революции.
Цель курсовой работы – проследить формирование Максимилиана Робеспьера как политического деятеля, а также эволюцию его политических воззрений.
Поставленная цель конкретизирована рядом исследовательских задач, решение которых и составило содержание курсовой работы.
- политическая обстановка во Франции накануне революции;
- дореволюционная библиография Максимилиана Робеспьера и его деятельность Робеспьера на начальном этапе революции;
- взлет Максимилиана Робеспьера;
- якобинская диктатура (рассмотрение террора, как способа политической борьбы);
- политические воззрения одного из вождей якобинцев - Максимилиана Робеспьера;
- контрреволюционный переворот 9 термидора.
При написании настоящей курсовой работы были использованы следующие методы исследования:
- сравнительный;
- системно-исторический;
- формально-логический.
Структура данной курсовой работы состоит из настоящего введения, двух глав, содержание которых включает анализ имеющегося теоретического материала по теме исследования; заключения, содержащего основные выводы.
Заключение
Робеспьер прожил 36 лет, но о первых тридцати годах его жизни мы почти ничего не знаем. Но его успех в последние годы жизни удивительный.
Он не дрался на баррикадах, он не штурмавал Бастилию. Всю свою недолгую жизнь он провел или за письменным столом в убогой каморке квартиры столяра Дюпле, или на трибунах Национального собрания, Конвента, Якобинского клуба. Но своими речами, проектами законоположений, своей волей и преданностью революционным идеям Робеспьер влиял на все события революционной борьбы. Он был ее идеологом и вождем. Он никогда не отступал, никогда не шел на компромиссы. Он в высшей степени обладал талантом ненавидеть и желанием подчинять себе.
Робеспьер обладал секретом неповторимой риторики и глубинным убеждением, что существует непосредственная связь между ним и народом и пользовался у народа непререкаемым авторитетом истинного мнения, которое устанавливало, кто принадлежит к народу, а кто - нет. Робеспьер сделал из этого народа божество, из патриотизма - религию, из революции - предмет фанатичного поклонения, верховным понтификом которого стал он сам.
В механизме революционного правительства Робеспьер занимал ведущее в стратегическом плане место, находящееся на стыке Комитета общественного спасения, Якобинского клуба и Конвента. Удерживать это место означало символизировать единство народа и якобинской диктатуры. Это место не было институциональным, но благодаря Робеспьеру оно стало институтом.
Власть, которой он обладал, становилась все более и более олигархической и сконцентрированной в одних руках. Участие в отправлении этой власти - опыт не только политический, но также психологический, особенно в условиях растущего влияние Робеспьера в Комитете общественного спасения.
Можно сказать, что Террор обогатил Робеспьера конкретным опытом пребывания у власти, навыком принятия политических решений большого масштаба. Он никогда не ставил под сомнение ту власть, идеологом которой он являлся. Человек собраний и бюро, он ни разу не ездил ни в миссию, ни в департаменты, ни в армию. Он же хотел его видеть чистым, как народ, он призывал не к уменьшению Террора, а его очищению .
Мотивы, побудившие Робеспьера применять меры насилия в борьбе со старым порядком ради установления республиканско-демократического строя, «подсказаны» ему определенными мировоззренческими и идеологическими представлениями. Робеспьер уподобляет террор справедливости, почитая его за добродетельное средство, он, кроме того, усматривает в нем «следствие общего принципа демократии».
С самого начала постановка террора «в порядок дня» оправдывалась не только насущной необходимостью победить врагов Революции, но была также сопряжена с ожиданием светлого будущего. Законность революционного правительства можно, по мнению автора, оправдать обстоятельствами, вызвавшими его к жизни и задачами, которые предстояло выполнить: спасти родину, укрепить республику, обновить институты и народ. Время установления культа Верховного существа для Робеспьера означало возрождение гражданского общества и самой Революции.
Робеспьер предчувствовал опасность, но недооценил противников. Иными словами, он не до конца осознал объединяющуюся силу непосредственной реакции на Террор со стороны тех, кто боялся стать следующей жертвой. В результате переворота 9 термидора от управления страной были отстранены не только сторонники Робеспьера, но и все якобинцы, полноту власти захватили «новые богачи».
В своей последней речи, произнесенной перед Конвентом, он сказал: «Разумом - не сердцем - я начинаю сомневаться в реальности той Республики добродетели, которую намеревался создать».
Как только Робеспьера не стало, оказалось удобным списать на него все «крайности» Террора, но для того, чтобы эти обвинения выглядели убедительно, нужно было представить его очень влиятельным и необычным человеком. А ведь были люди гораздо более кровожадные, чью жестокость сдерживал именно Робеспьер. После падения якобинской диктатуры все противники Робеспьера сошлись на нескольких общих фразах, которые преподносились как истина: «тиран», «диктатор».
Утверждают, что его смерть была благодатью, облегчением для несчастного народа; однако Террор продолжался и после его казни, а впереди французов ждала тирания и двадцать лет непрерывных войн.
Таким образом, Максимилиан Робеспьер оказался наиболее подходящей фигурой, на которую можно было возложить вину за Террор.
Общественное революционное сознание Франции рассматриваемой поры отличали два кардинальных момента: страх и надежда. Страх за революцию, которая может быть уничтожена ее врагами. Страх толкает к насилию. Насилие порой является защитной реакцией и оправдывается целым рядом аргументов. Оно порождает свои мифы, стержнем которых является идея заговора. Спасение от заговоров видят в терроре по отношению к недоброжелателям и противникам революции.
Таким образом, идеология Робеспьера - неотъемлемый компонент общественного сознания той бурной революционной эпохи, которую Франция пережила на исходе XVIII в. Присутствие надежды в общественном революционном сознании питала вера в радикальность и быстроту совершаемых социальных преобразований, а также восприятие последних как неизбежных, окончательных и необратимых перемен. Вот в таком наэлектризованном общественном сознания зрели, возникали и функционировали политико-юридические идеи Максимилиана Робеспьера.
Список использованной литературы
1. Большая Советская энциклопедия, в 30 томах. Т. 22. Москва. Издательство «Советская энциклопедия», 1975г.
2. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА- ИНФРА. М), 2000. - 744 с.
3. Гусева, Е. В. Великая Французская революция и становление международно-правового института защиты прав человека. // Правоведение. -1990. - № 4. - С. 93 - 98.
4. Всеобщая история государства и права: Учебник \ Под ред. проф. К.И. Батыра. – М.: Юристъ, 1999 г. – 456 с.
5. История государства и права зарубежных стран: Учебник ./ К.И. Батыр, И.А. Исаев; под ред. К.И. Батыра. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 г. – 496 с.
6. Леванский А.П. Максимилиан Робеспер. - Ростов-на-Лону: Феникс; М.: Зевс, 1997 г. - 445 с.
7. Материалы сайта в Интернете, посвященного Великой французской революции: liberte.newmail.ru.
8. Мелахин А.В. «Особые правовые режимы российской Федерации» (подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007 г.).
9. О.В. Мосин. Права человека в Конституции Франции. Научные работы из журнала «Диссертатъоник» библиотеки рбд.
10. Пунский В.О., Юдовская А.Я. Новая история, 1640 - 1870: Учеб. кн. для 9 кл. общеобразовательных произведений. - М.: Просвящение, 1994. - 320 с.
11. Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой французской революции, М., 1998.
12. Сто великих мятедников и бунтарей / Н. Ионина, С. Истомина, М. Кубеев. - М.: ВЕЧЕ, 2005 г. - 471 с.
13. Французская буржуазная революция 1789 - 1794, под ред. В. П. Волгина и Е. В. Тарле, М. - Л., 1941, гл. 3.
14. Б. Бачко «Робеспьер и террор» // «Исторические этюды о французской революции» М., ИВИ РАН, 1998.
15. Максимилиан Робеспьер. Избранные произведения. М.: Наука, 1965. Т. 3. с.7 - 36.