контрольная работа по русскому языку
Вариант № 7
Задание 1. Расставьте ударения в словах и словосочетаниях.
Мозаичный, мусоропровод, наврала, каталог, некролог, нувориш, свекла, наделит, одолжит, насорит, квартал, обеспечение, нажита, красивее, намерение, сливовый, с деньгами, о деньгах, похороны, на похоронах, ходатайство, начатый, недуг, торты, шарфы, новорожденный, каллиграфия, ломоть хлеба, облегчить, исчерпать, звонит, созвонимся, оптовый, алкоголь, осведомить, осведомиться, откупорить, отчасти, пасквиль, жалюзи, сабо, положил, принял, усугубить.
Задание 2. Прочитайте заимствованные слова. Разделите их на три группы, проверьте себя по словарю.
Согласная перед Е произносится твердо
Согласная перед Е
произносится мягко
Допустимо и твердое, и мягкое произношение согласной перед Е
Стратегия, фанера, сервис, компьютер, френч, музей, интервал, лазер, лютеранин, бутерброд, рейтинг, пресса, прессинг, продюсер, кофе, термин, терминология, кодекс, тезис, дефис, юриспруденция, декан, деканат, сессия, конгресс, патент, свитер, бекон, термометр, шинель, рейс, антитеза, диспансер.
Задание 3. Найдите в предложениях лексические ошибки, исправьте их.
1. В нашем клубе будут регулярно проходить концерты и спектакли по удешевленным ценам для молодежи. 2. По словам англичан, они будут счастливы снова очутиться дома и представить освободившиеся места на корабле русским. 3. Этот агрегат позволяет внушительно снизить температуру соединения материалов. 4. Я уже давно не кушаю в этой столовой. 5. Трудно определить стандарты загрязнения воздуха из-за неполной и спорной технологической и биологической информации. 6. Ученики пристально слушали рассказ учителя. 7. Продукт пользуется авторитетом у покупателей. 8. Этот человек жил на максимуме человеческих возможностей.
Задание 4. Определите, какие из следующих слов могут образовать паронимические пары. Составьте с каждым членом паронимических пар словосочетания.
Сокрушенно, Швеция, подозревать, опровергать, Австрия, Швейцария, подразумевать, отвергать, Австралия, удивлённо, сокрушительно, удивительно, недоумение, недоразумение, идеальный, придворный, идеалистический, крепостной, дворовый, крепостник.
Задание 5. Исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью.
1. Он снова почувствовал, как его охватило чувство ужаса. 2. Милая, добрая, отзывчивая – так отзывались о ней все. 3. Это свойство свойственно всем писателям. 4. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников. 5. О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье. 6. Необходимо реалистично и без иллюзий взвесить наши экономические шансы.
Задание 6. Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к иностранным словам.
Амбиция, вестибюль, вокальный, детальный, диалог, импорт, лексикон, фауна, флора, экспорт, пасквиль, периферия, перманентный, прерогатива, прецедент, корифей, масс-мадиа, маргинальный, меркантильный, инсинуация.
Задание 7. Найдите ошибки, связанные с употреблением устойчивых словосочетаний, исправьте их.
1. Петр I придавал особую роль созданию флота. 2. Спикеру было рекомендовано не делать напрасных обещаний. 3. Немаловажное значение при приеме на работу в качестве секретаря играло умение кандидаток печатать на машинке. 4. Десятки заявлений, просьб исправить колонку, адресованные в контору водопровода, остаются гласом, вопиющим в пустыне. 5. Такое несоответствие проходит красной полосой в студенческих работах. 6. В его выступлении не было ни грамма правды. 7. Каждый из этих авторов внес свою бесценную лепту в сокровищницу театрального искусства. 8. Рабочие занимались сизифовым делом, разгружая и перекладывая кирпич вручную, снова нагружая и поднимая вверх. 9. Надо, чтобы комитет играл в этом деле главную скрипку.
Задание 8. Допишите окончания, определив род существительных.
1. Говорят, полезно мыть волосы нов… шампун… 2. Наконец я смогла купить пять метров красив… тюл… 3. Принесли ароматн… горяч… кофе. 4. Снова разболел… мозоль. 5. В верстах четырех от логовища волчицы стоял… зимовье. 6. Жюри подвел… итоги конкурса. 7. Африканск… Килиманджаро стал… част… гост… в произведениях наших поэтов и писателей. 8. Ты знаком с Анжелой, нов… протеже шефа? 9. В офисе повесили нов… жалюзи.
Задание 9. Оформите вступительную часть заявления.
От кого подано заявление?
Константин Рерих, Булат Окуджава, Наталья Дурново, Светлана Гусь, Сергей Мертваго, Александр Дюма, Станислав Лем, Александр Мицкевич, Мария Мицкевич, Евгения Гранде, Елена Семенченко, Антон Сквозник-Дмухановский.
Задание 10. В приведенных предложениях устраните синтаксические и другие речевые недочеты.
1. Общественность широко готовится отметить юбилей города. 2. Прошли несколько месяцев, а три преступления так и не было раскрыто. 3. Выбирая будущую профессию, она должна быть перспективной. 4. Окончив школу, перед каждым встает вопрос о выборе профессии. 5. Завод руководит и координирует деятельность смежных предприятий. 6. Левый блок пока не имеет и очень нуждается в лидере. 7. Все это придает тексту публицистическую окраску и интерес нам, читателям. 8. Вопреки усилий репетиторов, мальчик учился плохо. 9. Прошу вас принять меня на работу в должности юрисконсульта. 10. Руководитель предприятием обязан, в частности, контролировать соблюдение правил техники безопасности. 11. Я хочу остановиться по трем проблемам нашего министерства.
Задание 11. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
Обв..нять, компроми.., ренес..анс, репрес..ия, телеграм..а, тон..а, трас..а, хок..ей, кол..екция, кол..изия, колон..а, ком..уникация, пр..стиж, кор..упция, криста.., кристал..ический, кристал..ный, л..гитимный, м..нталитет, оп..онент, пол..клиника, програм..а, тер..итория, экстр..вагантный, посв..тить фонарём, скр..пить подписью, им..унитет, с..б..лезнование, бас..ейн, ат..ракцион.
Задание 12. Перепишите текст, раскрывая скобки. Вставьте пропущенные орфограммы и расставьте недостающие знаки препинания.
Восемнадцатый год
В 1918 году Город жил странною н… естестве. ..ой жизнью которая очень возможно уже н… повторится в двадцатом столетии. За каме…ыми стенами все квартиры были переполнены. Свои давнишние иско…ые жители жались и продолжали сжиматься дальше (волею)неволею впуская новых пришельц…в устремлявшихся на Город. И те как раз и пр…езжали по этому стреловидному мосту оттуда где загадочные сизые дымки.
Бежали седоватые банкиры со своими женами бежали талантливые дельцы оставившие довере…ых помощников в Москве которым было поручено н… терять связи с тем новым миром который нар…ждался в Московском царстве дом…владельцы покинувшие дома верным тайным прика…икам промышле…ики купцы адвокаты обществе…ые деятели. Бежали журналисты московские и петербургские продажные алчные трусливые. Чес(?)ные дамы из аристократических фамилий. Их нежные дочери петербургские бледные развратницы с накраше…ыми карминовыми губами. Бежали князья и алты…ики поэты и ростовщики жандармы и актрисы императорских т…атров. Вся эта масса просачиваясь в щель держала свой путь на Город. Всю весну нач…ная с избрания гетмана он наполнялся и наполнялся пришельцами. Тотчас же вышли новые г…зеты и лучшие перья в России начали писать в них ф…льетоны и в этих фельетонах поносить большевиков. Изво.ики целыми днями таскали седоков из р…сторана в р…сторан и по ночам в кабаре играла стру…ая музыка.
Город ра…бухал ширился лез как опара из горшка. До самого рассвета шел…стели игорные клубы и в них играли гордые немецкие лейтенанты и майоры которых русские боялись и ув…жали. Играли арапы из клубов Москвы и (украинско)русские уже висящие на волоске помещики. В кафе «Максим» соловьем свистал на скрипке об…ятельный сдобный румын и глаза у него были чудесные печальные томные с синеватым белком а волосы — бархатные.
(А.П. Чехов)
Задание 13. Определите, какие слова и словосочетания употребляются в официально-деловом, научном, публицистическом и разговорном стилях? Воспользуйтесь Таблицей 2.
Во избежание пожа��а, в соответствии с планом, оказать содействие, опротестовать решение, премилый, редактирование, улепётывать, гонка вооружения, разрядка международной напряжённости, прибытие посла, авось, распрекрасный, устранить недостатки, разделался, тангенс.
Задание 14. Произведите стилистический анализ текста, указав:
1) стиль текста, подстиль, жанровую разновидность;
2) тему, основную мысль текста;
3) основные функции, задачи текста;
4) стилеобразующие черты;
5) языковые особенности текста:
а) лексические,
б) фразеологические,
в) словообразовательные,
г) морфологические,
д) синтаксические.
Воспользуйтесь Таблицей 1 и Таблицей 2.
Привет, Ирина!
Сегодня сидела и разбирала свои старые письма, и в мои руки попали твои фотографии вместе с письмом. Я поняла, что это знак и тут же села писать тебе письмо. Я соскучилась по твоему веселому характеру, по нашим с тобой приколам. У меня появилась мысль, не знаю только одобришь ли ты ее. В этом году я заканчиваю свой техникум, 7 июля у меня выпускной. Я очень хочу, чтобы ты приехала на этот вечер, и вообще ко мне в гости. Я бы тебе показала все «прелести» деревни. Если ты согласишься, то я за тобой приеду. Мы бы с тобой махнули на денек на Белое озеро в Николаевском районе, отдохнули бы, позагорали. Ирин, постарайся в это время никуда не уезжать. Еще у меня в летних планах съездить на пару дней в Москву к давнему другу, можно сказать брату. Я хочу познакомить тебя со своей подругой Нелей, отдельный разговор будет о моем парне, с которым я сейчас встречаюсь и довольно серьезно.
Ирина, всего, что со мной произошло за то время, которое мы с тобой не виделись и не переписывались, в письме не напишешь. Очень хочу с тобой встретиться. Я постараюсь вырваться в Ульяновск в начале лета на пару дней. Мы могли бы с тобой договориться и встретиться.
Пиши мне! По моей вине (о чем я очень сожалею) наша переписка прервалась. Но я исправилась и очень буду ждать ответного письма от тебя!
Жду с нетерпением, скучаю.
Татьяна.
На всякий случай, мой телефон:
8-516-3-18-47
ПОКА!!!
(Письмо)
Задание 15. Напишите заявления:
а) с просьбой перевести Вас на другой факультет;
б) принять Вас на работу.
Задание 16. Используя средства организации связного текста (Таблица 3) и Таблицу 4, напишите мини–рецензию на статью или учебник по Вашей специальности.