Диплом по спецпсихологии - дети с ЗПР
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.……………………………………………………………………….4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ………………………………………………………………………..8
1.1. Мышление и его особенности у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………….8
1.2. Словесно-логическое мышление как ведущий вид мыслительной деятельности человека…..………………………………………………………16
1.3. Задержка психического развития как специфический вариант дизонтогенеза.……………………………………………………………………19
1.4. Особенности познавательной деятельности младших школьников с ЗПР.……………………………………………………………………………….24
1.5. Специфика мышления у детей младшего школьного возраста с ЗПР………………………………………………………………………………..34
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР………………………………………………………….41
2.1. Организация экспериментального исследования…………………………41
2.1.1. Цели, задачи и гипотеза исследования…………………………………..41
2.1.2. Описание методик и методов обработки исследования………………..43
2.1.3. Ход экспериментального исследования…………………………….......49
2.2. Результаты экспериментального исследования…………………………..52
2.2.1. Результаты исследования уровня словесно-логического мышления и уровня обобщения младшего школьника по методике «Исключение понятий»………………………………………………………………………….52
2.2.2. Результаты исследования уровня словесно-логического мышления и определения способности выделения ребенком наиболее существенных признаков предметов и явлений младшего школьника по методике «Выделение двух существенных признаков»………………………………….56
2.2.3. Результаты исследования уровня словесно-логического мышления и уровня установления логической связи и отношений между понятиями по методике «Подбор парных аналогий»..………………………………………..59
2.2.4. Результаты исследования уровня школьной мотивации при помощи анкеты для оценки уровня учебной мотивации учащихся младших классов……………………………………………………………………………62
2.2.5. Результаты исследования мотивов учения детей младшего школьного возраста по методике «Тройные сравнения для изучения мотивов учения»…………………………………………………………………………...65
2.2.6. Результаты исследования степени выраженности мотивации младших школьников на приобретение знаний «Направленность на приобретение знаний» Е.П. Ильина, Н.А. Курдюмовой………………………………………67
2.3. Результаты корреляционного исследования и сравнительного анализа данных……………………………………………………………………………72
2.4. Обсуждение результатов исследования…………………………………...79
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………86
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время реформы, проводимые в образовательной сфере, обострили проблемы в обучении, диагностике и коррекции детей с нерезко выраженными интеллектуальными отклонениями. Достаточно остро на сегодняшний день стоит проблема обучения детей с ЗПР. Ребенок с задержкой психического развития относится к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждается в создании специальных образовательных условий, специальных подходах в обучении и психолого-педагогическом сопровождении.
В большинстве случаев психолого-педагогическая помощь детям с ЗПР запаздывает, упускаются благоприятные сроки коррекции, что приводит к более выраженным нарушениям в период школьного обучения и увеличению сроков коррекционно-развивающей работы. Психическое недоразвитие у детей с задержкой психического развития проявляется, прежде всего, в снижении уровня обучаемости по сравнению с нормально развивающимися детьми. Но в отличие от умственно отсталых, данная категория детей обладает относительно высокой обучаемостью, поэтому после оказанной им помощи в большинстве случаев могут овладеть способом решения предлагаемой задачи и пользоваться им в дальнейшем, что подчеркивается в работах Т.А. Власовой, И.Ф. Марковской, М.Н. Фишман, П.Б. Шошина, Г.И. Жаренковой, Н.А. Никашиной, М.С. Певзнер и др. При наличии целенаправленного коррекционного обучения актуальные возможности детей с ЗПР значительно повышаются и приближаются к показателям учащихся с нормальным развитием.
Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов эмоционально-волевой и когнитивной сферы, специфические особенности которой проявляются наиболее ярко в недостатках мыслительной деятельности, мотивации. Младшие школьники с ЗПР отличаются недостаточностью знаний и представлений об окружающей действительности, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций и неустойчивостью имеющихся, отсутствием учебой мотивации, сниженной произвольной регуляцией поведения. Отмеченные особенности обнаруживают трудности в школьной адаптации детей с задержкой психического развития. На это указывают работы Л.И. Переслени, Л.В. Кузнецовой, Т.В. Егоровой, Г.Б. Шаумарова, Т.А. Стрекаловой и др.
Необходимость своевременной коррекционной помощи с целью подготовки детей с ЗПР к обеспечению полноценного образования и максимальной реализации потенциальных возможностей данной категории учащихся поставило в разряд актуальных проблем освоение основных подходов к диагностике и коррекции, разработку индивидуальных программ с учетом структуры дефекта. Серьезные ограничения в социально-личностных и учебных возможностях определяют необходимость выделения этих детей в категорию учащихся с «особыми потребностями», нуждающихся в специальной коррекционно-педагогической поддержке.
Целью данного исследования является изучение особенностей словесно-логического мышления у младших школьников с задержкой психического развития. В соответствии с поставленной целью в исследовании нами решались следующие задачи:
1) проанализировать научные подходы к вопросу изучения особенностей мыслительной деятельности у детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе;
2) раскрыть психологические особенности детей с ЗПР;
3) проанализировать особенности развития словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с ЗПР в специальной литературе;
4) подобрать психологические методики для изучения особенностей словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с ЗПР;
5) провести эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей словесно-логического мышления младших школьников с ЗПР;
6) обобщить и сравнить теоретические и эмпирические результаты исследования, сделать выводы.
Объект исследования составили дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предметом исследования являются особенности словесно-логического мышления младших школьников с ЗПР.
В качестве гипотезы исследования мы предположили, что особенности словесно-логического мышления влияют на уровень учебной мотивации детей младшего школьного возраста. Также были сформулированы следующие частные гипотезы:
1) в группе младших школьников с ЗПР уровень обобщения ниже, чем в группе младших школьников с нормальным развитием;
2) в группе младших школьников с ЗПР способность выделять существенные признаки предметов и явлений ниже, чем в группе детей с нормальным развитием.
3) в группе младших школьников с ЗПР возможность устанавливать логические связи и отношения между понятиями ниже, чем в группе детей с нормальным развитием.
4) в группе младших школьников с ЗПР уровень школьной мотивации ниже, чем в группе младших школьников с нормальным развитием;
5) в группе младших школьников с ЗПР в большей степени выражены внешние мотивы учебной деятельности, чем в группе учащихся с нормальным развитием.
6) степень выраженности мотивации на приобретение знаний в группе младших школьников с ЗПР ниже, чем в группе учащихся с нормальным развитием.
Экспериментальную группу составили младшие школьники с задержкой психического развития, учащиеся 3 классов КРО общеобразовательных школ № _______ , № _____ г. Санкт-Петербурга. Контрольная группа представлена детьми младшего школьного возраста с нормальным развитием, учащихся 3 классов общеобразовательной школы №___г. Санкт-Петербурга. Средний возраст выборок составил 9 лет и 6 мес. Количество испытуемых в каждой группе составило 20 человек. Экспериментальное исследование проводилось в 2010 г.
Практическая значимость исследования состоит в том, что использование материалов работы возможно в психодиагностической практике психолога школы, а также в составлении программ коррекции ЗПР у младших школьников с целью наиболее успешной компенсации имеющихся недостатков развития. Материалы исследования также могут применяться в работе педагогов школы в целях расширения представлений о детях данной категории, понимания их потенциальных возможностей для обеспечения адекватного коррекционно-образовательного процесса в современных условиях интегрированного обучения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альманах психологических тестов. – М.: КСП, 1995 г. – 327 с.
2. Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития//Начальная школа – 1993г. - № 2 – с.60-64.
3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей/Под ред. К.С. Лебединской. – М.: Педагогика, 1982 г. – 312 с.
4. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. – М.: Школьная Пресса, 2006 г. – 80 с.
5. Бабкина Н.В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения//Дефектология. – 2003 г - № 6 – с. 45-54.
6. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. – М.: Гном-Пресс, 2002 г. – 169 с.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: лабиринт, 1999 г. – 352 с.
8. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. – М.: Педагогика, 1991 г. – 269 с.
9. Дети с задержкой психического развития /Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984 г. – 255 с.
10. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Пособие для учителей и специалистов/Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Инфра-М, 2001 г. – 224 с.
11. Дробинская Н.Ю. Школьные трудности нестандартных детей. – М.: Школа-Пресс, 2005 г - 118 с.
12. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. – М.: Педагогика, 1973 г. – 302 с.
13. Жаренкова Г.И. Психолого-педагогическое изучение учащихся с ЗПР в специальной школе//Дефектология. -1981 г. - № 2 – с.1-8.
14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2006 г. – 512 с.
15. Коломинский Я.П., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. – СПб.: Питер, 2004 г. – 480 с.
16. Крупенникова И.В. Учебная мотивация младших школьников с задержкой психического развития при переходе в классы основного звена. – Автореф. дисс…к.п.н. – Ярославль, 2008 г.
17. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. – Ростов-н/Д: УНИИ валеологии РГУ, 2002 г. – 146 с.
18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – СПб.: Питер, 2003 г. – 501 с.
19. Лусканова Н.Г. Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов/Пути психологической коррекции аномалий развития личности//В сб.: Здоровье, развитие, личность. – М.: Медицина, 1990 г. – 112 с.
20. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2006 г. – 396 с.
21. Лурия А.Р. Язык и сознание. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002 г. – 416 с.
22. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001 г. – 220 с.
23. Марковская И.Ф. Задержка психического развития у детей. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. – М.: Медицина, 1993 г. – 113 с.
24. Основы коррекционной педагогики. Учебно-методическое пособие/Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. – Саратов, СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 1999 г. – 110 с.
25. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Условные рефлексы. изд-е 7-е. – М.: медицина, 1988 г. – 342 с.
26. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2007 г. – 560 с.
27. Психология и педагогика: Учебное пособие/Под ред. В.М. Николаенко. –М.: Инфра-М, 2000 г. – 175 с.
28. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. Общая психология/Под ред. А.В. петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005 г. – 252 с.
29. Поддубная Н.Г. Некоторые особенности непроизвольного запоминания у детей с задержками психического развития//Дефектология – 1975 г. - № 5 – с.34-42.
30. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002 г. – 712 с.
31. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Задержка психического развития: основные современные показатели//Школьный психолог – 1999г. - № 32. – с.26-31.
32. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический комплект: Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. – М.: АРКТИ, 1999 г. – 78 с.
33. Сеченов И.М. О предметном мышлении с физиологической точки зрения//Избр. филос. и психол. произведения. – М.: Наука, 1989 г. – 236 с.
34. Тригер Р.Д. Психологические особенности общения младших школьников с задержкой психического развития//Дефектология. – 1985 г. - № 5 – с. 1-12.
35. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. – М.: Просвещение, 1995 г. – 304 с.
36. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005 г. – 349 с.
37. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника//Избр. психологические труды. – М.: Педагогика, 1996 г. – с.241-252.