Контрольная работа по русскому языку
Задание 1.
а) Cпишите. Расставьте в словах ударение:
весел – весела – весело – веселы; молод – молода – молодо – молоды; дорог – дорога – дорого – дороги; горек – горька – горько – горьки; прав – права – право – правы; боек – бойка – бойко – бойки; светел – светла – светло – светлы; дал – дала – дало – дали; взял – взяла – взяло – взяли; брал – брала – брало – брали; занял – заняла –заняло –заняли; начал – начала – начало – начали; понял – поняла – поняло – поняли; принял – приняла – приняло – приняли;
прост – проста – просто – просты; глуп – глупа – глупо – глупы; мал – мала – мало – малы, жив – жива – живо – живы; резок – резка – резко – резки.
б). Сравните следующие словосочетания. Спишите, укажите в скобках значения выделенных слов:
высокий дом – высокие помыслы; близкий путь – близкий человек; прямой угол – прямой ответ; темная комната – темные дела; здоровый ребенок – здоровый шкаф; острый нож – острый взгляд; мягкий диван – мягкий голос; холодный суп – холодный взгляд; свежие фрукты – свежие мысли; вялый цветок – вялый человек.
Задание 2.
а) Образуйте от следующих слов все возможные однокоренные слова и продолжите таблицу, распределив образованные слова по соответствующим колонкам, где будут указаны части речи. Например:
Существительное Прилагательное
Причастие Глагол
Наречие
Блеск Блестящий Блестеть Блестяще
чудо, лицо, лесть, чары, имя, люди, идея, душа, друг, дом; красный, синий, бледный, темный, чудесный, воздушный, красивый, бледный, долгий, единый; болтать, шить, творить, любить, лететь, играть, вязать, жить, знать, думать.
б) запишите словами имена числительные, обозначенные цифрами, образуя форму творительного падежа, раскройте скобки, (например, 2 – двумя):
737; 21; 928; 100; 101; 888; 204; 117; 308; 42;
732-й; 1978-й; 6.000.000-й; 700-й, 29-й, 336-й; 55-й; 200-й; 127-й; 867-й;
24 (ножницы); 22 (сутки); 23 (лыжи); оба (подруги); полтора (яблоки); пятеро (ребята); оба (сани); миллион (рубли); семеро (козлята); двое (солдаты).
Задание 3.
а) Найдите и исправьте лексические ошибки в следующих предложениях (из материалов прессы, радио и телепередач):
1. В этом фильме любые актеры играли хорошо.
2. В библиотеке размещались шкафы с книгами; их было всего восемь.
3. Больной попросил сестру принести себе воды.
4. Героем двигают высокие чувства.
5. По перрону шли хорошо одевающаяся женщина и стригущийся наголо мужчина.
6. Это был человек, с детства проникнувшийся любовью к поэзии.
7. Наконец, пришла весна, и на деревьях лопнули набухающие почки.
8. Вопрос, обсуждающийся нами, решить очень трудно.
9. Ихняя команда заняла первое место.
10. Приятно отдохнуть на берегу и смотреть на воду.
б) Понаблюдайте за своей устной речью, за речью своих друзей, политиков, тележурналистов, артистов и т.д. На основе Ваших наблюдений напишите небольшое на 1-1,5 страницы сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем о состоянии современного русского языка, о его чистоте, богатстве, выразительности, уместности, о том, какие изменения и под влиянием каких факторов происходят в современном русском языке. Текст обязательно должен быть иллюстрирован примерами из Ваших наблюдений.
1. «Почему чиновники говорят непонятно?».
2. « О, великий и могучий русский язык!».
3. «Понимаем ли мы, на каком языке говорим?».
4. «Мода на слова».
5. «Нужна ли нам культура речи?»
6. «Слова человека – мерило его ума» (пословица).
7. «Мое отношение к слову».
8. «Язык мой – друг мой!»
9. «Нужен ли современной молодежи литературный русский язык?»
10. «Безграмотность и ее причины».