курсовая по теории социальной работы
Курсовая работа по курсу "Теория социальной работы" на тему "Проблемы престижа и развитие социальной работы в XXI веке".
Содержание.
Введение........3
Глава 1. Престиж професси "социальный работник" и ее роль в России в XXI веке..........6
1.1. Значимосто социальной работы в XXI веке как востребованной обществом профессии....6
1.2. Проблемы престижа профессии "Социальный работник".........13
Глава 2. Развитие социальной работы в XXI веке..20
2.1. Тенденции развития социальной работы в России.....20
2.2. Развитие института социальной работы в России с использованием зарубежного опыта..24
Заключение..........31
Краткое содержание.
Введение
Профессия социального работника получила распространение в нашей стране в 1991 г. Появление новой профессии связано, прежде всего, с переменами, произошедшими в российском обществе, которые привели к распаду прежних систем социального обеспечения и социальной защиты. Существовавшие ранее учреждения оказались не в состоянии обеспечить экономическую, социальную и психологическую безопасность. К началу 90-х годов назрела необходимость поиска новых путей, способных удовлетворить потребности населения в социальной поддержке и защите.
Существует множество определений социальной работы. Р. Сарри дает такое определение: "Социальная работа - это профессия, целью которой является обеспечение и восстановление полноценного взаимодействия отдельных людей и общества ради улучшения качества жизни каждого". [1,с.201] П.Д. Павленок рассматривает социальную работу как деятельность в узком и широком смыслах. В узком смысле социальная работа - это такая деятельность, которая помогает людям, организациям осознать трудности (личные, социальные и ситуативные) и преодолеть их благодаря поддержке, защите, коррекции и реабилитации. В широком смысле социальная работа определяется как особый вид деятельности, направленный на решение социальных проблем отдельных личностей, слоев и групп, на создание условий, которые благоприятствуют восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию.[2, с.147]
Профессия социального работника в мире считается одной из самых нужных. Представителям этой службы приходится сталкиваться с чужим горем, безрадостными буднями, безысходностью запутанных житейских ситуаций. Они помогают детям и старикам, поддерживают нуждающихся в этом в трудную минуту, от их эффективной деятельности зависит решение многих вопросов социальной сферы. Благодаря неустанной деятельности специалистов управления труда и социальной защиты населения нуждающимся оказывается материальная и психологическая помощь.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. В социальной работе востребованы очень многие специальности: врач, педагог, психолог - по-прежнему главным критерием здесь остается не профессиональная «принадлежность», а любовь к людям, способность сопереживать, разделить с абсолютно чужим человеком его беду или радость. В период радикальных реформ пик популярности пережили такие профессии социального профиля как экономист, юрист. В современных условиях стабилизация общества впервые начинает осмысливаться и связываться с реализацией основных направлений социальной политики, более интенсивным развитием системы социальной защиты. Подтверждением этого факта являются последние инициативы, выдвинутые президентом по активизации программы социального развития семьи и материнства.
Не смотря на все это, престиж профессии «социальный работник» по-прежнему остается невысоким. Это связано, прежде всего, со сложной экономической ситуацией в стране, что приводит к возникновению различных проблем и противоречий в этой области.
Разработанность данной проблемы в России достаточно высока…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Развитие социальной работы, специфика профессионального становления, вопросы подготовки кадров постоянно находятся в центре внимания многих исследователей. И.Ф.Албегова, В.Н.Бочарова, С.И.Григорьев, Л.Г.Гуслякова, М.Д.Горячев, Р.М.Куличенко, Е.И.Кирсанова, М.В.Ромм, Т.А.Ромм , Л.В.Топчий и др. рассматривали социальную работу, ее проблемы и особенности. Поэтому крайне актуальна тема курсовой работы: «Проблемы престижа и развитие социальной работы в России в XXI веке»
Цель работы: ………………………………………………………..
Цель определила постановку следующих задач:
-
-
-
-
-
Объектом данной работы является ……………………………….
Практическая значимость работы заключается в том,что……………………………………………………………………………………………………………………………….
1 Престиж профессии «Социальный работник» и ее роль в России в XXI веке
1.1 Значимость социальной работы в XXI веке как востребованной обществом профессии
Становление и развитие социальной работы в России происходит в очень непростых условиях. С начала 90-х годов страна начала новый и очень сложный этап своего развития - переход к рыночной экономике. Процесс этот трудный, болезненный, характеризующийся спадом производства, безработицей, резким снижением доходов большинства населения страны и даже обнищанием миллионов людей. Сложная экономическая, политическая, социальная ситуация в России, а также необходимость помочь человеку освоиться, сориентироваться, а иногда просто выжить в этой обстановке, потребовали создания системы социальной работы. В то время, как в большинстве стран мира уже с начала века интенсивно развивалась социальная работа как самостоятельная профессия, шаг за шагом формировался корпус специалистов-профессионалов в этой области…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
1.2 Проблемы престижа профессии «Социальный работник»
Любая профессия характеризуются такими социальными признаками, как имидж и престиж. Имидж профессии – это проявление внутренних ощущений и собственных представлений профессионала о себе с учетом стереотипов восприятия окружающих людей. Это некий образ, который человек представляет миру; форма самопрезентации для других. Престиж профессии связан с признанием ее социальной значимости в результате оценки в ряду других профессий и выявления преимуществ для предпочтения по определенной шкале ценностей. Профессиональный престиж определяется субъективной оценкой «социального почета» или репутации, связанной с важностью этой профессии для общества и для личности. [10,с.115-124]
К концу 90-х годов уходящего и началу нового столетия в России созданы и с разным успехом функционируют многочисленные службы (государственные, неправительственные, частные) по оказанию помощи социально обездоленным, особенно потерпевшим в результате российских рыночных «блиц – реформ». Слабость социальной работы в таких условиях заключается, с одной стороны, – в отсутствии опыта и квалифицированных кадров для этой многогранной и тонкой деятельности в области человековедения. Первый набор студентов в российские вузы по специальности «социальный работник» был осуществлен лишь в 1995 году, и основные силы подготовленных профессиональных специалистов лишь в начале третьего тысячелетия начали ежегодно пополнять спрос на рынке труда социальных работников и социальных педагогов.
Значение социальной сферы недостаточно исследовано в отечественной экономической науке. Необходим глубокий анализ и всестороннее объективное обоснование возрастающей роли социальной сферы в функционировании инновационной экономики и формировании национального человеческого капитала. Развитие социальной сферы и быстрый ее рост являются необходимыми условиями прогресса во всех сферах человеческой деятельности. Наиболее высокие темпы развития социальной сферы наблюдались во второй половине XX века и были обусловлены научно-технической революцией. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
2 Развитие социальной работы в XXI веке
2.1 Тенденции развития социальной работы в XXI веке в России
Профессия социального работника насчитывает в мировой практике чуть более 100 лет, когда на рубеже XIX-XX веков стали появляться первые школы социальной работы в Германии, Англии, Америке, Франции, Швеции: Особым толчком для распространения и развития этой профессии стало появление в 40-60 годах XX понятия `государство благосостояния`. Суть этого понятия состоит в следующем: цивилизованные государства с этого времени начинают строить свою социальную политику таким образом, чтобы права всех граждан в социальной сфере (на образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и поддержку, нормальные жилищные условия и др.) были обеспечены законодательно и попали в сферу внимания органов государственного и местного самоуправления. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
В современных условиях устаревшая система социального обеспечения совершенствуется и модернизируется. В результате появления нового стандарта социальной работы возрастает спрос на квалифицированных специалистов в данной области. Современный социальный работник – это не пожилая женщина, закупающая продукты для немощных стариков. Это энергичный и активный специалист, обладающий достаточными знаниями в области психологии, юриспруденции, экономики, менеджмента. То есть, инструментами, необходимыми не только для оказания эффективной помощи нуждающимся, но и для создания четкой системы социального обеспечения в целом. [18,с.53-56]
Сегодня ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку в университетах и специальных учебных заведениях, профессионально помогающих всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в их повседневной жизни и, в первую очередь, тем, кто не защищен в социальном плане (пожилым людям, инвалидам, детям, лишенным нормального семейного воспитания, лицам с психическими расстройствами, алкоголикам, наркоманам, больным СПИДом, семьям из групп "риска", лицам с девиантным поведением). Они не только снимают социальную напряженность, но и участвуют в разработке законодательных актов, признанных полнее выразить интересы различных слоев населения.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
2.2 Развитие института социальной работы в России с использованием зарубежного опыта
В организации социальной работы Россия идет своим путем, однако зарубежный опыт внимательно изучается и используется. По данным Международной Федерации социальных работников в мире насчитывается более 250 тысяч профессиональных, т.е. дипломированных социальных работников, из них более 120 тысяч работают в США, около 16 тысяч - в Швеции, по 6-10 тысяч в – в Англии, Финляндии, Норвегии, Ирландии. Им помогает большое количество постоянных и временных помощников - волонтеров. В большинстве стран профессия социального работника является престижной и довольно хорошо оплачиваемой. Так, например, в Швеции заработная плата социального работника ниже, чем у врача, но примерно равна зарплате учителя. Видный социолог и политолог Великобритании Д.Гибсон так сформулировал положение и роль социальных работников: " Они не могут изменить мир и социальный порядок, но лучше понимают необходимость социальных перемен и могут составить социальную повестку дня для ХХI века". [24,с.36-39]
На сегодняшний день профессия социального работника стала неотъемлемой частью общественной жизни в странах, которые мы называем "цивилизованные". Без деятельности социальных работников не обходятся ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Заключение
В заключении, определив роль социальной работы как профессии, ее особенности, проблемы становления и развития института социальной работы в России, следует сделать вывод, ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Список используемых источников
1. Панов А.М. Российская энциклопедия социальной работы [Текст] / А.М.Панов, Е.И.Холостова. – М.: ИСР, 1997. – 340с.
2. Павленок П.Д. Основы социальной работы [Текст]: учебник / под общ. ред. П.Д.Павленка. – М.: Инфра-М, 1997. – 250с.
3. Малых В.Н. Социальная работа: теоретические вопросы и профилактические аспекты [Текст]: учеб.пособие / под ред.В.Н.Малых. – М.: 2000. – 113с.
4. Сидоров В.Н. Деятельность социального работника: роли, функции, умения [Текст]: сборник статей / В.Н.Сидоров. – М.: Просвещение, 2000. – 100с.
5. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции [Текст] : учеб. пособие для вузов / А.Н.Леонтьев. – М.: ИСР, 1971. – 162с.
6. Самоукина Н.Б. Психология профессиональной деятельности [Текст]:учебник / под общ. ред. Н.Б.Самоукиной. – Спб.: Питер, 2003. – 224с.
7. Павленок П.Д. Введение в профессию «Социальная работа» [Текст]: учебное пособие / П.Д.Павленок. – М.: Инфра-М., 1998. – 174с.
8. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии [Текст]: курс лекций / Е.Е.Смирнова. – Спб.: «КАРО», 2003. – 176с.
9. Рамон Ш. О возможных путях развития системы подготовки социальных работников в России [Текст]: учеб.пособие / Ш.Рамон, Р.Сарри. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 68с.
10. Шмелева Н.Б. Ценностные ориентации, мотивации и психологические установки в профессиональной подготовке социальных работников [Текст] / Н.Б.Шмелева // Российский журнал социальной работы.- 1997-№1.–с.115 -124.
11. Бочарова В.Н. Социальная служба: состояние и перспективы развития [Текст] / В.Н.Бочарова // Социальное обеспечение. - 2002 – № 3. - 76-79с.
12. Топчий Л.В. Проблемы подготовки кадров социальных работников в Российской Федерации [Текст] / Л.В.Топчий //Социальная работа. - 2005 - № 5. – 44-47с.
13. Кирсанова Е.И. Проблемы и возможности использования зарубежного опыта социальной работы в Российской федерации [Текст] / Е.И.Кирсанова // Вопросы социального обеспечения. - 2006 - № 9. – 33-34с.
14. Албегова И.Ф. Социальная работа как инновационная система современного российского общества [Текст] / И.Ф. Албегова // Философия и общество - 2004 - № 3. – 71-79с.
15. Горячев М.Д. Социальная работа и социальная политика: новые ценностные ориентации [Текст] / М.Д.Горячев // Гуманитарные науки и образование. -
2000 - № 7. – 293-321с.
16. Ромм Т.А. Исторические очерки российской социальной работы [Текст]: учебное пособие / Т.А.Ромм, М.В.Ромм, И.А.Скалабан – Новосибирск: НГПУ, 1999. – 134с.
17. Куличенко Р.М. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России [Текст] / Р.М.Куличенко // – Вопросы социального обеспечения. – 2002- № 12. – 67-72с.
18. Жуков В.И. Проблемы социальной сферы [Текст] / В.И.Жуков // Вопросы социального обеспечения. – 2004-№ 4. – 53-56с.
19. Карелова Г. Социальная защита: вчера, сегодня, завтра [Текст] / Г.Карелова // Человек и труд. – 2001- № 6. – 11-16с.
20. Балаева О.Е. Философия социальной работы [Текст] / О.Е.Балаева // Социальная работа: теория, технология, образование. – 1998-№ 2. – 64-67с.
21. Гуслякова Л.Г. Теория и практика социальной работы [Текст]: учебник / под общ. ред. Л.Г.Гусляковой. – М.: Просвещение, 1999. – 305с.
22. Тетерский С.В. Введение в социальную работу [Текст]: учебник для вузов / под общ.ред. С.В.Тетерского. – М.: Просвещение, 2001. – 264с.
23. Мартынов К.В. Основы социальной работы [Текст]: учебник для вузов / под общей ред. К.В.Мартынова. – М.: Инфа, 1999. – 200с.
24. Иванова Е.Н. Фонды помогают нуждающимся [Текст] / Е.Н.Иванова // Социальное обеспечение. - 2005 - № 7. – 36-39с.
25. Хайруллина Ю.Р. Ценности в сфере труда: особенности и факторы [Текст] / Ю.Р.Хайруллина // Социс. – 2003-№ 5. – 84-85с.
26. Казакевич Л.И. История социальной работы за рубежом [Текст]: учебник для вузов / под общ. ред. Л.И.Казакевич. – М.: Инфра-М., 2003. – 228с.
27. Гончаров П.К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель [Текст] / П.К.Гончаров // Социально-гуманитарные знания. – 2000- № 2. – 5-6с.
28. Лебедева Л.Ф. Государство и социальное обеспечение. Механизм регулирования [Текст] / Л.Ф.Лебедева // Социс. – 2004-№ 8. – 17-19с.
29. Яркина Т.Ф. Теория и практика социальной работы [Текст]: учебное пособие / под общ. ред. Т.Ф.Яркиной, В.Г.Бочаровой. – М.: Просвещение, 2005. – 158с.
30. Холостова Е.И. Социальная политика [Текст]: учебное пособие / под. ред. Е.И.Холостовой. – М.: Инфра – М., 2001. – 211с.
31. Гата А.С. Пути достижения стабилизации состояния здоровья населения России [Текст] / А.С. Гата // Здравоохранение. – 2008 - №1, 12-16с.
32. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней [Текст] / В.В. Марков // Здравоохранение. – 2008 – №1, 22-26с.
Список используемых источников....33