Административный договор
Введение
Коренные социально-экономические преобразования в России в значительной мере затронули и сферу управленческой деятельности. Активное претворение в жизнь принципов рыночной экономики и децентрализация государственной власти насущно потребовали приведения форм и методов административной деятельности государства в соответствие с новыми условиями. В связи с этим повышенный интерес правоведов вызывает концепция административного договора.
Актуальность вопроса возникла с принятием Конституции России, которая позволила реализовать новые управленческие схемы и содержанием отдельных положений в своих главах заставила власть искать новые формы взаимодействия.
На современном этапе развития государства происходит упорядочение взаимоотношений между центром и регионами, органами власти и негосударственными образованиями по укреплению и «распространению» отдельных государственных полномочий и властных функций, что, безусловно, отразится на развитии применения и разработке концепций административно-правовых договоров. Многие вопросы управления отведено решить поставленными административной реформой задачами.
Административный договор относится к числу тех правовых явлений, которые не получили широкого освещения в отечественной юридической науке, хотя и использовались в практике государственного управления.
Лишь совсем недавно стали появляться монографические исследования, специально посвященные теории управленческих договоров. Однако на сегодняшний день проблема административного договора по прежнему далека от своего разрешения.
Отсутствуют нормативные акты, регламентирующие хотя бы общие вопросы, связанные с использованием административных договоров в государственном управлении. Некоторые правоведы до сих пор считают, что концепция административных договоров не более чем безжизненная теоретическая конструкция. Довольно часто высказывается точка зрения, что договор - правовое явление, исторически присущее области частного права, тогда как в публично - правовой сфере приемлемо лишь императивное волеизъявление субъекта государственной власти.
Целью настоящей работы является изучение и анализ института административного договора в административном праве.
Объектом исследования являются теоретические наработки (теоретический материал) цивилистов по исследованию института административного договора.
Предметом исследования является: административный договор - как правовая форма управления, его юридическая природа, а также исторические аспекты развития административного договора в России.
Поставленная цель конкретизирована рядом исследовательских задач, решение которых и составило содержание курсовой работы:
1. История возникновения административного договора.
2. Понятие и признаки административного договора.
3. Классификация административных договоров.
4. Функции административного договора.
При написании настоящей курсовой работы были использованы следующие методы исследования:
- сравнительно-правовой;
- формально-логический.
Структура данной курсовой работы состоит из настоящего введения; четырех глав, содержание которых включает анализ имеющегося теоретического материала по теме исследования; заключения, содержащего основные выводы и списка использованной литературы.
Заключение
Как уже было отмечено в данной работе, понятие административно-правового договора в нормах действующего законодательства не закреплено. В административно-правовой литературе данная категория имеет место, хотя вопрос о признании административно-правового договора в качестве самостоятельной административно-правовой формы является дискуссионным. Вместе с тем в можно обнаружить достаточно аргументированные позиции ученых, которые позволяют признать административно-правовой договор самостоятельной административно-правовой формой.
Административный договор - это разновидность публично-правового договора. В системе правовых связей он занимает промежуточное место между административным актом, выражающим одностороннее властное волеизъявление компетентного государственного органа власти, и договором частноправового характера, основанным на равноправии сторон. Он является юридическим фактом, его заключение означает возникновение административного правоотношения. С его помощью нормы административного права воплощаются в жизнь, осуществляется перевод абстрактных юридических предписаний в конкретные правоотношения.
Административный договор - это один из договоров, с помощью которого государственная администрация осуществляет управленческие функции.
Договорная форма означает, что в ситуации, где на момент возникновения отношений нет законодательного варианта регулирования или закон сам указывает на возможность согласительных процедур, отношения лучше решать путем переговоров, договоренностей и не прибегать к изданию процессуальных документов императивного содержания. То есть договор принципиально занимает в системе регулирования отношений место «регулятора до издания закона» и в зависимости от ситуации подразумевает, что: «данные отношения решаются путем заключения договора»; при решении спорных отношений, подведенных под режим регулирования договора, «договариваемся, а при недостижении консенсуса мы издаем приказ», либо законодатель к тому времени подберет и создаст необходимый нормативный инструмент для решения этих отношений.
Административный договор, как правило, базируется на административно-правовых нормах, но многие административные договоры имеют комплексный характер и регулируются нормами нескольких областей права: гражданского, финансового, экологического, трудового.
В системе государственного управления административный договор применяется в хозяйственной, социальной, духовной и административно-политической сферах деятельности государства. Это означает, что в процессе своей деятельности органы государственного управления могут осуществлять собственные полномочия путем не только издания актов управления, но и заключение административных договоров.
Административный договор способствует передачи от органа государственной власти, инициативной стороны по административному договору функциональных полномочий (в различной степени, в зависимости от вида работ и масштабов) независимой организации - контрагенту, способной выполнить определенные действия, не свойственные административному органу в техническом или руководящем плане, будь то выполнение работ, оказание услуг. Но от выполнения этих действий напрямую зависит реализация властных полномочий, функций администрации.
Административный договор обеспечивает координацию работы различных управленческих структур в случаях, когда субъекты управления определенными сторонами своей деятельности являются юридически равноправными и возникает необходимость в координации их деятельности.
Таким образом, более частое использование такой административно-правовой формы, как заключение органами исполнительной власти всех ступеней, местной администрацией публично-правовых (административных) договоров, в настоящее время обусловлено следующим:
1) принятием в конце 1993 г. Конституции РФ и предшествовавшим этому заключением Федеративного договора;
2) разграничением компетенции между органами власти Российской Федерации и ее субъектов;
3) установлением широкого спектра совместной компетенции Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ);
4) выделением в качестве самостоятельного звена местного самоуправления, органы которого полномочны самостоятельно решать вопросы местного значения, владеть и распоряжаться муниципальной собственностью (ст. 12, 130 - 133 Конституции РФ);
5) предоставлением права органам государственной власти Российской Федерации (в т.ч. исполнительной власти), ее субъектам, местному самоуправлению делегировать друг другу по взаимному согласию части властных полномочий;
6) широким развитием предпринимательской деятельности и формированием рыночных отношений (ст. 34 Конституции РФ), необходимостью регулятивного воздействия на них со стороны государственных органов.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
2. Административный договор как правовая форма управления. А.Н. Колокольцев. «Административное и муниципальное право», 2008 г., № 5.
3. Административные договоры и их реализация в сфере публичного управления. А.А. Савостин. «Административное и муниципальное право», 2008 г., № 1.
4. Административные договоры: Понятие и виды. А.П. Коренев, А.А. Абдурахманов. «Журнал российского права», 1998 г. № 7.
5. Административное право. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2005 г. - 800 с.
6. Административное право и процесс: Полный курс. Второе изд., доп. И перераб./ Ю.А. Тихомиров. - М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2005 г. - 697 с.
7. Бахрах Д.Н. Важные вопросы науки административного права // Государство и право. 1993 г. № 2.
8. Демин А.В. Административные договоры: Автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Екатеринбург, 1996 г.
9. Коренев А. П., Абудрахманов А. А. Административные договоры: понятие и виды / журнал российского права. 1998 г. № 7.
10. Конин Н.М. Административное право России: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008 г. - 448 с.
11. Лукьяненко В.Е., Понятие системы договорных отношений в агропромышленном комплексе / «Законодательство и экономика», N 9, сентябрь 2002 г.
12. Новоселов, В. И. К вопросу об административных договорах /В. И.
Новоселов. //Правоведение. -1969 г. - № 3. - С. 40 - 45.
13. Понятие и отличительные признаки административно-правового договора по обеспечению безопасности. А.И. Стахов. «Административное право и процесс», 2007 г., № 1.
14. Розенфельд В. Г, Старилов Ю. Н., Проблемы современной теории административного договора / Правоведение. -1996 г. - № 4.
15. Учебник Административное право: Учебник. Под ред. Л.Л. Попова. - изд. 2-е перераб. - Юристъ, 2005 г. (информационный банк КонсультантПлюс).
16. «Юридический энциклопедический словарь». Под ред. М.Н.Марченко, ТК «Велби», издательство «Проспект», 2006 г.
17. Ямпольская Ц. А. О теории административного договора. «Советское государство и право», 1966 г., № 10.