Дипломная по спецпсихологии - ДЦП
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
1. НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЦП………………..8
1.1. Семья как система детско-родительских отношений……………………8
1.1.1. Роль семьи в процессе социализации личности ребенка дошкольного возраста.………………………………………………………8
1.1.2. Стили взаимодействия родителей с детьми………………………15
1.1.3. Структура и свойства родительского отношения.……………….19
1.2. Психологические особенности семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья..……………………………………28
1.2.1. Семья как коррекционно-развивающая среда для дошкольника с ограниченными возможностями.………………………………………….28
1.2.2. Психологические проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями…………………………………………..32
1.2.3. Особенности эмоциональных отношений родителей и ребенка-инвалида…………………………………………………………………….36
1.3. Проблема развития личности детей с ДЦП в условиях семейной системы...…………………………………………………………………………39
1.3.1. Клинические основы ДЦП…...……………………………………39
1.3.2. Особенности психического развития дошкольников с ДЦП...….42
1.3.3. Особенности семейного воспитания ребенка дошкольного возраста с ДЦП.…………………………………………………………….45
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ..…50
2.1. Описание методик и методов обработки исследования………………..50
2.2. Ход экспериментального исследования.………………………………..58
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЦП..……………………………………………………61
3.1. Результаты исследования типа родительского отношения по методике «Опросник родительского отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья А.Я. Варги, В.В. Столина»...………………………61
3.2. Результаты исследования структуры самоотношения родителей по методике исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантелеева………….67
3.3. Результаты исследования эмоционально-личностного отношения родителей к детям по методу семантического дифференциала Ч. Осгуда в модификации В.Е. Кагана……...………………………………………………..75
3.4. Результаты исследования уровня эмоциональной напряженности матерей по методике «Незаконченные предложения».…………………………………77
3.5. Результаты корреляционного исследования и сравнительный анализ данных……………………………………………………………………………82
3.6. Обсуждение результатов исследования………………………………….90
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………………..100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………101
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..106
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время происходит рост численности детей с неврологической патологией, в частности с детскими церебральными параличами, характеризующимися определенными нарушениями познавательной деятельности, моторной, речевой, а также нервно-психической сферы. Данные особенности уже сами по себе оказывают негативное влияние на развитие детей дошкольного возраста и становление личности в целом. Развитие личности и психики ребенка с ДЦП в семье во многом определяется тем, какова та семейная атмосфера, а также конкретные особенности взаимоотношений, характеризующие семью ребенка. Важнейшим фактором эффективности лечебно-реабилитационного процесса детей с ДЦП является включение в этот сложный процесс родителей ребенка. В ряде случаев заболевание ребенка является стрессогенной темой для обсуждения в семье ребенка с ДЦП. Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что психоэмоциональные состояния родителей оказывают влияние на саму возможность психологической реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. На это указывают работы А.И. Захарова, И.А. Вахрушиной, Н.А. Писаренко, Е.Т. Соколовой, Е.В. Котовой и др.
Раскрытие динамики семейных взаимоотношений, взглядов и представлений родителей о взаимоотношениях в семье, выявление особенностей взаимодействия детей с родителями, а также специфики личностного развития ребенка в семье позволит определить факторы, влияющие на процесс детско-родительских отношений, а также возможность своевременно скорректировать дисгармонические отношения в семье. Проблема детско-родительских отношений широко рассматривается в зарубежной и отечественной науке такими исследователями, как Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, А.С. Спиваковская, И.С. Кон, Г. Крайг, А.Г. Лидерс, Д.В. Винникот, А.Я. Варга и др. В отечественной психолого-педагогической науке подчеркивается роль семейного воспитания в первичной социализации индивида, что, в частности, отмечается в работах С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского, Ю.П. Азарова и др.
Целью нашего исследования является изучение особенностей эмоциональных переживаний родителей дошкольников с ДЦП. В соответствии с поставленной целью нами решались следующие задачи:
1) проанализировать научные подходы к вопросу изучения особенностей эмоциональных переживаний родителей детей дошкольного возраста с ДЦП;
2) раскрыть феномен семьи и условия социализации детей дошкольного возраста в рамках системного подхода;
3) раскрыть особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ДЦП;
4) определить особенности родительского отношения к дошкольникам с ДЦП и указать на роль семьи в развитии личности детей с ДЦП;
5) определить пути выявления взаимосвязи между компонентами семейной системы при изучении эмоциональных переживаний родителей дошкольников с ДЦП;
6) провести эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей эмоциональных переживаний родителей дошкольников с ДЦП;
7) обобщить и сравнить теоретические и эмпирические результаты исследования, сделать выводы.
Мы предположили, что существует взаимосвязь между психоэмоциональными характеристиками личности матери и типом родительского отношения к ребенку. Нами были выдвинуты следующие частные гипотезы:
1. существует взаимосвязь между типом родительского отношения и самоотношением как эмоциональным компонентом самосознания матери;
2. существует взаимосвязь между типом родительского отношения и эмоционально-личностным отношением матери к ребенку;
3. существует взаимосвязь между типом родительского отношения и уровнем эмоциональной напряженности матерей;
4. в группах семей с детьми дошкольного возраста с ДЦП и семей с нормально развивающимися дошкольниками типы родительского отношения, а также психоэмоциональные особенности родителей различны.
Для проверки достоверности гипотезы нами использовались следующие методические приемы:
1) Анализ психолого-педагогической литературы.
2) Экспериментальное исследование.
3) Корреляционное исследование.
4) Обработка результатов исследования.
Предметом исследования являются эмоциональные переживания родителей детей дошкольного возраста с ДЦП. Объект исследования составляют семьи с дошкольниками с ДЦП.
В экспериментальном исследовании принимали участие две группы семей с детьми дошкольного возраста: экспериментальная группа, состоящая из 34-х семей, имеющих детей дошкольного возраста от 4 до 6 лет с детскими церебральными параличами различного генеза, а также контрольная группа, состоящая из 34-х семей с нормально развивающимися детьми того же возраста. Средний возраст родителей (матерей) составлял 34 года. Средний стаж семейной жизни всей выборки составляет 8 лет. В ходе исследования нами использовались следующие методики:
1) опросник родительского отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья А.Я. Варги, В.В. Столина для диагностики количественно-качественного отношения родителей к ребенку, определения базового типа воспитания, а также характера восприятия матерью своей роли в жизни ребенка;
2) методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантилева для выявления структуры самоотношения родителей как эмоционального компонента самосознания, а также исследования выраженности отдельных компонентов самоотношения;
3) метод семантического дифференциала Ч. Осгуда в модификации В.Б. Кагана в целях изучения эмоционально-оценочной составляющей личности, для диагностики эмоционально-личностного отношения родителей к собственным детям.
4) методика «Незаконченные предложения» (с использованием классификации переживаний Д.Н. Исаева) в целях диагностики актуальных личностных переживаний родителей.
В качестве методов математико-статистической обработки данных нами использовался ранговый коэффициент корреляции r-Спирмена, для расчета которого применялась программа STATISTICA 7 SP2. Статистические различия между выборками проверялись при помощи коэффициента t-Стьюдента.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов исследования в профессиональной деятельности психолога семейного консультирования по осуществлению индивидуальной психологической работы по социальной адаптации личности и психическому развитию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Научная новизна работы состоит в том, что в работе рассматриваются эмоциональные переживания и состояния родителей дошкольников с ДЦП в условиях постоянного стрессогенного воздействия заболевания ребенка во взаимосвязи с родительскими позициями по отношению к ребенку.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица. – СПб.: Питер, 2000 г. – 184 с.
2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. – М.: МПСИ, 2005 г. – 432 с.
3. Архиреева Т.В. Сравнительные особенности материнских и отцовских родительских позиций//Материнство. Психолого-социальные аспекты (норма и девиация). Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 6-9 сентября. – Иваново, 2002 г. – с. 3-6.
4. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Всеволжская Н.М. Руководство по неврологии раннего детского возраста. – Киев, Здоровье, 1980 г. – 210 с.
5. Белобрыкина М.А., Белобрыкина О.А. Анализ методов диагностики отношений между детьми и родителями. // Психологическая диагностика. – 2005 г. -№2. – с. 3-18.
6. Белогай К.Н. Гендерные различия в структуре родительского отношения//Перинатальная психология и психология родительства. – 2004 г. - №2. – с. 31-49.
7. Бергер П., Лукман Т. Особенности конструирования субъективной реальности в ходе социализации детей в семье//Социальное конструирование реальности. – М.: Медиум, 1995 г. – 323 с.
8. Брагина Т.В. Родительское отношение как психологический фактор личностного самоопределения ребенка в младшем школьном возрасте. –Дисс. канд. психол. наук . – Новосибирск, НГУ, 2000 г. – 159 с.
9. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения. – М.: Педагогика, 1987 г. – 258 с.
10. Герасимова Т.Ф. Оптимизация способов взаимодействия ребенка и родителя//Семейная психология и семейная терапия. – 1999 г. -№1. – с. 54-56.
11. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – Изд. 3-е, испр. И доп. – М.: ЧеРо, 2003 г. – 240 с.
12. Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Бурд Г.С. – Неврология и нейрохирургия: Учебник. - М.: Медицина, 2000 г. – 512 с.
13. Дедов Н.П. Психологические аспекты взаимодействия в семье с больным ребенком//Исцеление: Альманах. – 1995 г. - №2. – с. 20-22.
14. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. – М.: Смысл, 1995 г. – 456 с.
15. Дружинин В.Н. Психология семьи. – Екатеринбург, Деловая книга, 2000 г. – 160 с.
16. Журба Л.Т. Ранняя диагностика детских церебральных параличей. /Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – Том 88, выпуск 8. – 1988 г. – с.12-16.
17. Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. – Саратов: Научная книга, 2003 г. – 255 с.
18. Здравомыслова О.М. Семья и общество: Гендерное измерение росийской трансформации. – М.: Editorial УРСС, 2003 г. – 152 с.
19. Карабанова О.А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции. Автореф. дис. д-ра психол. Наук. – М.: Ин-т психологии РАН, 2002 г. – 63 с.
20. Кижаева Е.Е., Лидерс А.Г. Сплоченность и гибкость семейной системы и удовлетворенность браком супругов. – Психология зрелости и старения. – 2005 г. -№1(29). – с. 39-71.
21. Кикеева В.Н. Социально-психологическая помощь семье, имеющей ребенка с проблемами в развитии, в центре реабилитации//Журнал практического психолога. – 2005 г. - №5. – с. 210-216.
22. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информационно-методические материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни». Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988 г. – 208 с.
23. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Академия, 2003 г. – 269 с.
24. Лильин Е.Т., Степанченко О.В., Бриль А.Г. Современные технологии восстановительного лечения и реабилитации больных с детским церебральным параличом/ Детский доктор.- 1992 г. - №2. – с. 6-9.
25. Лидерс А.Г., Спирева Е.Н. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя//Семейная психология и семейная терапия. – 2001 г. - №4. – с.71-84.
26. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986 г. – 144 с.
27. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М.: Эксмо, 2002 г. – 152 с.
28. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2008 г. – 220 с.
29. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2004 г. – 219 с.
30. Медведева И.Я., Шишова Т.А. Книга для трудных родителей. –М.: КСП, 1994 г. – 169 с.
31. Наумчик В.Н. Социальная педагогика: Проблема «трудных» детей: Теория. Практика. Эксперимент.— Минск, 2005 г. – 400 с.
32. Нефедова И.В., Скворцов И.А., Ночевка Л.А., Дедов Н.П. Личностные особенности и динамика психоэмоционального состояния матерей при лечении ребенка с психоневрологической инвалидностью//Исцеление: Альманах. – 1995 г. - №2. – с. 15-19.
33. Никитина М.Н. Детский церебральный паралич. – М.: Медицина, 1979 г. - 314 с.
34. Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. – М.: Просвещение, 1999 г. – 268 с.
35. Пантелеев Р.С. Методика исследования самоотношения (МИС)/ Практикум по психодиагностике: конкретные психодиагностические методики. – М.: МГУ, 1989 г. – с. 166-170.
36. Пархомович В.Б. Психолого-педагогическое сопровождение родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии//Дефектология. – 2003 г. - №6 – с.1-16.
37. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: Семья как терапевт. – М.: Ювента, 1994 г. – 225 с.
38. Перхурова И.С., Лузинович В.М., Сологубов Е.Г. Регуляция позы и ходьбы при детском церебральном параличе и некоторые способы коррекции. – М.: «Книжная палата», 1996 г. – 174 с.
39. Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии/Под ред. Д.Н. Исаева, В.Е. Кагана. – СПб.: ПМИ, 1991 г. – 184 с.
40. Рабочая книга практического психолога/Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002 г. – 640 с.
41. Рузская А.Н. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками//Дошкольное воспитание. – 1988г. -№3. – с. 44-50.
42. Семенова К.А. К вопросу о классификации детского церебрального паралича. – Педиатрия, 1972 - №2. – с. 14-16.
43. Семья и формирование личности. Сборник научных трудов/Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Педагогика, 1981 г. – 223 с.
44. Смирнова Е.Г. Феноменология родительства в молодых семьях. – Психология зрелости и старения. – 2005 г. - №1 (29). – с. 72-79.
45. Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка. – М.: Астарта, 1996 г. – 284 с.
46. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Структура и динамика родительского отношения//Вопросы психологии. – 1999 г. - №6. – с. 29-35.
47. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2 т. Т 2. – М.: Эксмо-Пресс, 1999 г. – 464 с.
48. Тест родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)/Психологические тесты/Под ред. А.А. Карелина. – М.: Аст, 2001 г. – с. 144-152.
49. Хозиев В.Б. Опосредствование в становящейся деятельности. – Сургут, 2000 г. – 384 с.
50. Цукер М.Б. Детские церебральные параличи/рук. по педиатрии. Под ред. Ю.Ф. Домбровской. - М.: Медицина, 1965 г. – 516 с.
51. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999 г. – 656 с.
52. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989 г. – 560 с.
53. Эриксон Э. Детство и общество/Пер. с англ. С.Ю. Бильчугова. – Обнинск: Принтер, 1993 г. – 55 с.
54. Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления.- М.: Медицина, 1959 г. – 410 с.