Отдельные черты авторитаризма.
Одним из наиболее распрастранён-ных в истории типов политических систем является авторитаризм. По своим характер-ным чертам он занимает как бы промежуточ-ное положение между тоталитаризмом и де-мократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией — наличие автономных, не регулируемых госу-дарством общественных сфер, особенно эко-номики и частной жизни, сохранение эле-ментов гражданского общества. В целом же авторитарной политической системе при-сущи следующие черты:
1. Автократизм (самовластие) или не-большое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или груп-па лиц (военная хунта, олигархическая груп-па и т.д.)
2. Неограниченность власти, её непод-контрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению.
3. Опора (реальная или потенциаль-ная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользо-ваться популярностью среди широких слоёв населения. Однако он обладает достаточной силой чтобы в случае необходимости по сво-ему усмотрению использовать силу и прину-дить граждан к повиновению.
4. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и кон-куренции. Присущее этому режиму опреде-лённое политико-институциональное однооб-разие не всегда результат законодательных запретов и противодействия со стороны вла-стей. Нередко оно объясняется неготовно-стью общества к созданию политических ор-ганизаций, отсутствием у населения потреб-ности к этому, как это было, например, в те-чение многих веков в монархических госу-дарствах. При авторитаризме возможно су-ществование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но при условии их подконтрольности властям.
5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограничен-ное вмешательство во внеполитические сфе-ры и прежде всего в экономику. Власть за-нимается главным образом вопросами собст-венной безопасности, общественного поряд-ка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять и на стратегию развития, про-водить достаточно активную социальную по-литику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.
6. Рекрутирование политической эли-ты путём кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.
Учитывая эти признаки авторитариз-ма, его можно определить как неограничен-ную власть одного лица или группы лиц, не допускающих политическую оппози-цию, но сохраняющую автономию лично-сти и общества во внеполитических сфе-рах. При авторитарной политической систе-ме запрещаются лишь определённые, глав-ным образом политические формы деятель-ности, в остальном же граждане обычно сво-бодны. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. В то же время в условиях ав-торитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопас-ности и автономии (независимый суд, оппо-зиционные партии и т.д.)
Способы легитимизации власти.
Авторитарные политические системы очень разнообразны. Это монархии, деспоти-ческие диктаторские режимы, военные хун-ты, популистские системы правления и др. Авторитарные правительства могут доби-ваться признания не только силой, с помо-щью массового истребления но и более гу-манными средствами. На протяжении тыся-челетий они опирались главным образом на традиционный и харизматический способы легитимации. В XX в. в целях легитимации широко используется националистическая идеология. Большинство авторитарных ре-жимов в Азии, Африке и Латинской Америке оправдывали своё существование необходи-мостью национального освобождения и воз-рождения.
В последние десятилетия авторитар-ные политические системы очень часто ис-пользуют некоторые демократические инсти-туты — выборы, плебисциты и т.п. — для предания себе респектабельности в глазах международного сообщества и собственных граждан, уклонения от международных санк-ций. Так, например, неконкурентные или по-луконкурентные выборы использовались ав-торитарными или полуавторитарными режи-мами в Мексике, Бразилии, Южной Корее, Казахстане, России и многих других государ-ствах. Отличительной чертой таких выборов является ограниченная или лишь видимая конкурентность (когда все кандидаты угодны властям) конкурентность, полная или час-тичная контролируемость властями их офи-циальных итогов. При этом у властей суще-ствует много способов обеспечить себе фор-мальную победу: монополия на средства мас-совой информации, отсеивание неугодных лиц ещё на стадии выдвижения кандидатов, прямая фальсификация бюллетеней или ре-зультатов голосования и т.п.
В период после второй мировой вой-ны и, особенно, в последние десятилетия ав-торитарный политический строй чаще всего носит переходный характер и ориентируется, хотя бы формально на переход к демократии.
Сильные и слабые стороны авторитаризма.
В конце 80 — начале 90-х гг. значи-тельно возрос научный и политический инте-рес к авторитаризму в связи с крахом пре-имущественно тоталитарных политических систем в большинстве коммунистических го-сударств мира. Попытки многих из них, в том числе и России, быстро, в духе больше-вистских “кавалерийских атак” ввести демо-кратию без наличия необходимых для неё общественных предпосылок не увенчались успехом и повлекли за собой многочислен-ные разрушительные последствия.
В то же время целый ряд авторитар-ных государств (Южная Корея, Чили, Китай, Вьетнам и др.) практически продемонстриро-вали свою экономическую и социальную эф-фективность, доказали способность сочетать экономическое процветание с политической стабильностью, сильную власть — со сво-бодной экономикой, личной безопасностью и сравнительно развитым социальным плюра-лизмом.
Авторитаризм иногда определяют как способ правления с ограниченным плюра-лизмом. Он вполне совместим с экономиче-ским, социальным, культурным, религиоз-ным, а частично и с идеологическим плюра-лизмом. Его воздействие на общественное развитие имеет как слабые, так и сильные стороны. К числу слабых относится полная зависимость политики от позиции главы го-сударства или группы высших руководите-лей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность институтов арти-куляции, политического выражения общест-венных интересов.
В то же время авторитарная полити-ческая система имеет и свои достоинства, ко-торые особенно ощутимы в экстремальных ситуациях. Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспе-чивать политическую стабильность и обще-ственный порядок, мобилизировать общест-венные ресурсы на решение определённых задач, преодолевать сопротивление полити-ческих противников. Всё это делает её доста-точно эффективным средством проведения радикальных общественных реформ.
Нечто вроде заключения.
В современных условиях постсоциа-листических стран “чистый” авторитаризм, не опирающийся на активную массовую под-держку и некоторые демократические инсти-туты, едва ли может быть инструментом про-грессивного реформирования общества и способен превратиться в криминальный дик-таторский режим личной власти, не менее разрушительный для страны, чем тоталита-ризм. Поэтому сочетание авторитарных и демократических элементов, сильной власти и её подконтрольность гражданам — важ-нейшая практическая задача на пути конст-руктивного реформирования общества.
Демократически ориентирующиеся авторитарные режимы не долговечны. Их ре-альной перспективой является более устой-чивый в современных условиях тип полити-ческой системы — демократия.
Резюме
Авторитаризм — государственный строй, при котором неограниченная власть находится у одного лица или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняю-щую автономию личности и общества во внеполитических сферах.
Авторитаризм может быть представлен: монархией, деспотическим диктаторским режи-мом, военной хунтой и другими системами правления.
Для авторитаризма характерно:
• Автократизм.
• Неограниченность власти.
• Опора на силу.
• Монополизация власти и политики.
• Отказ от тотального контроля.
• Рекрутирование политической элиты
Авторитаризм нуждается в легитимации власти.(!!!)
Авторитаризм имеет сильные и слабые стороны.
К сильным относят:
• сравнительно высокая способность обеспечивать политическую стабильность и обще-ственный порядок,
• мобилизировать общественные ресурсы на решение определённых задач,
• преодолевать сопротивление политических противников.
Т.е. авторитаризм — эффективное средство проведения радикальных общественных реформ.
К слабым относят:
• полную зависимость политики от позиции главы государства или группы высших ру-ководителей,
• отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или про-извола,
• ограниченность институтов артикуляции, политического выражения общественных ин-тересов.
Вид литературы:
Рефераты